Театр как психоаналитик: личная библиотека Екатерины Дубакиной

19 июня 2018
Культура

В карьере Екатерины Дубакиной недавно произошел важный поворот: молодая актриса дебютировала как режиссер с постановкой «Самоубийцы» по пьесе Николая Эрдмана, в которой, к слову, блестяще сыграла роль тещи главного героя Серафимы Ильиничны. Премьера состоялась в начале апреля на сцене Театра на Малой Бронной, где Екатерина Дубакина служит последние восемь лет.

Сегодня в ней сложно узнать Машу Шаталину из ситкома «Моя прекрасная няня», в роли которой актриса впервые появилась на экране. Сейчас она Хлоя из «Аркадии» по пьесе Стоппарда, Мариана из мольеровского «Тартюфа», сестра Мария и Лиза из «Сирано де Бержерака» по Ростану.

Дубакина считает, что актеру важно понимать не только других, но и себя, поэтому в ее личной библиотеке преобладают работы исследователей психологии. Актриса рассказала mos.ru о книгах, которые помогают быть счастливой и творить.

— Литература, которую я предпочитаю, так или иначе связана с моей профессией. Книги должны вдохновлять меня, поддерживать в работе. Я большая любительница книг по психоанализу и психиатрии. В этой сфере я работать не мечтала — понимала, что для нее нужен другой тип личности. Но можно сказать, что у театра похожая функция. Это кабинет психотерапевта, только немного в других декорациях.

Я люблю наблюдать за людьми, мне всегда интересно, что сказал человек, с какой интонацией, как посмотрел, оделся и так далее. Мне интересно разбираться и понимать, почему все такие разные, с чем это связано.

Конечно, художественную литературу тоже нужно читать, но иногда, когда тяжело или накатывает паника, нужно действенное «лекарство» — и хочется прочесть то, что может помочь прямо сейчас.

Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой»

«Тысячеликого героя» мне подарила на день рождения подруга, которая отлично знает, какие книги я люблю. Джозеф Кэмпбелл — антрополог, исследователь мифологии. Он вывел теорию мономифа — то, по каким законам строятся главные человеческие истории. Он много говорит о героях, а герой — это каждый из нас, когда сталкивается с разного рода драматическими событиями в жизни. Но они толкают нас на перерождение, и через него человек получает истинного себя. А это значит, что вырастают шансы стать по-настоящему счастливым.

Эта книга, можно сказать, хрестоматия для сценаристов, да и вообще для творческих людей — я советую ее прочесть. Мне было приятно в нее вчитываться, несмотря на то что она написана достаточно сложным языком. У меня многие даже спрашивали: «Как ты ее читаешь?» Но это одна из немногих книг, к которым я готова возвращаться.

Кстати, режиссер Джордж Лукас создал свои «Звездные войны» именно после прочтения «Тысячеликого героя».

Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»

Книга Эрика Берна — ключ к пониманию человеческой психологии, она написана просто и доступно. Совсем необязательно иметь диплом психологического факультета, чтобы понять, что хотел сказать автор.

Эта книга о том, в какие игры (в основном деструктивные) играют люди, сами того не осознавая, но получая определенный выигрыш. Берн, например, говорит, что алкоголизм и наркомания — игры. Обвинять кого-то в своих неудачах или ставить человека в неловкое положение — тоже.

Ирина Хакамада «Дао жизни»

«Дао жизни» Ирины Хакамады я прочла недавно и очень быстро. Когда книгу написал человек, который тебя восхищает, вдохновляет, — это вдвойне хорошо.

Когда-то я размышляла вот над чем: есть мужские профессии, есть женские. Я всю жизнь считала, что актерство — это женское, режиссура — мужское. И нужно ли женщинам заниматься мужскими профессиями? Теперь я понимаю, что это был какой-то мой комплекс, потому что на самом деле я думала неверно. Конечно, я понимала, что женщины более многозадачны, а у мужчин тоннельное видение. Но женщинам необязательно доказывать что-то в мужском мире, они могут более умно и тихо себя вести — и выиграть от этого. Главное — им не нужно стараться быть мужчинами, иначе проиграют. Нужно уважать свою природу, себя, ну и конечно, мужчин.

Еще Ирина рассказывает, как отдыхать и расслабляться, о том, что счастье не в количестве денег, а в том, сколько удовольствия тебе приносит то, что ты делаешь. Мужчинам тоже будет полезно и интересно об этом почитать.

Дэвид Сьюзан «Эмоциональная гибкость»

Идеальная книга для тех, у кого настроение меняется по несколько раз в день, как у меня. Я очень импульсивная. Впрочем, неэмоциональным людям понравится тоже. Главная мысль — нет ничего страшного в том, что вам плохо. Не нужно прятать это чувство, переживать из-за него. Если вам плохо сегодня, то будет хорошо завтра. Это жизнь. Книга рассказывает, как сделать так, чтобы мрачное настроение не выбивало из колеи.

Плохое настроение так же нормально, как хорошее. В меланхолии есть свои плюсы. Автор говорит, что для творческих людей это состояние даже полезно, потому что только так начинаешь по-особому смотреть на мир. Полезные и мудрые выводы получается сделать именно в таком состоянии. Иногда печальный человек видит то, что в хорошем настроении попросту не заметил бы.

Дэвид Линч «Поймать большую рыбу»

Эту книгу можно прочесть за один день, она небольшая. Но очень вдохновляющая. Дэвид Линч рассказывает о своих идеях, ключах в работе, которые помогали ему. Вообще, это мой любимый режиссер, я выросла на сериале «Твин Пикс», потом пересмотрела все его фильмы. Таким же поклонникам, которые все время задаются вопросом, что он хотел сказать в том или ином эпизоде, книга понравится. В ней есть глава, которая состоит из нескольких слов: «Понятия не имею, что это означает». Мне кажется, «Поймать большую рыбу» стоит читать хотя бы ради этой фразы.

Одна из историй очень помогла мне при работе над моим режиссерским дебютом — спектаклем «Самоубийца». Рассказывая о съемках «Внутренней империи», Линч замечает, что совершенно не знал, куда идет, что будет делать, хотя это был далеко не первый его фильм. Он двигался наугад — и у него все получилось. Эта мысль очень поддержала меня.

Источник: mos.ru

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies