С наступлением холодов завершается археологический сезон. Раскопки прекращаются, но работа специалистов не заканчивается. Зимой они изучают летние находки и артефакты в хранилищах и мастерских. И это приносит не меньше открытий, чем работа в поле.
«Интересная особенность их работы заключается в том, что открытия иногда можно сделать, практически не выходя из хранилища музея или работая прямо в лаборатории. Именно в археологических лабораториях история большинства артефактов только начинается: специалисты очищают найденные вещи, изучают их, открывают новые детали и таким образом устанавливают их значимость», — отметил руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
О том, какие открытия уже успели сделать археологии в этот зимний сезон, — в материале mos.ru.
Сразу несколькими находками из лабораторий могут похвастаться археологи — это серия изразцов, часть одного печного набора XVII века. Специалисты предполагают, что они принадлежали дворянскому роду Скуратовых, а именно воеводе Петру Дмитриевичу и его брату Дмитрию.
Из всего набора наиболее интересны три артефакта, сделанные из белой глины и покрытые предположительно зеленой глазурью. Поскольку находки побывали в пожаре, их цвет можно определить только с помощью химического анализа. В то время изразцы в Москве делали из красной глины, и можно сделать вывод, что найденные артефакты были привезены в столицу.
На первом изразце изображен двуглавый орел в круге, по углам нанесены трехлепестковые пальметты. Размер находки — 20,2 на 19 сантиметров.
На втором артефакте в плоской раме изображены четыре всадника. Первый — в короне и с пистолетом, второй — в короне и со знаменем, третий — с копьем и четвертый — с пистолетом. На изразце есть надпись «приступ». Читается она плохо, но историки говорят, что делал ее мастер, не знакомый с грамотой, — он просто скопировал буквы с оригинала. По словам специалистов, на изразце изображена конница Александра Македонского. Размер находки — 20,3 на 20,4 сантиметра.
На третьем изразце изображены единорог и растительный орнамент по углам. Размер находки — 20,3 на 19 сантиметров.
Печной набор XVII века хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Кроме этих трех изразцов, там есть находки с изображением грифонов, барсов под деревом и растительного орнамента.
Нательный крест из цветного метала, выполненный в форме квадрифолия (это фигура, в которой совмещен квадрат и цветок), датируется концом XVII — XVIII веком. Артефакт нашли во время раскопок на Болотной площади. В центре изображена Богоматерь Иерусалимская, по бокам — Иисус Христос с Евангелием, Антоний Печерский, Феодосий Печерский и Николай Чудотворец.
Этот нательный крест отличается высоким качеством и детальной проработкой элементов. Он изготовлен из бронзы, а не из серебра, и можно сделать вывод, что находка принадлежала горожанину со средним достатком. По сути, это была бюджетная реплика дорогого товара.
Нательные кресты во время раскопок обнаруживают часто. Еще одна такая находка сделана из кости и датируется XIX веком. Ее раскопали на Софийской набережной. Это четырехконечный крест с циркулярным орнаментом. В центр была вставлена фотография или микролитография под увеличительным стеклом. Специалисты предполагают, что в середине креста могло быть изображение российского монастыря или же храма Гроба Господня из Святой земли.
Один из старейших артефактов, изученный в этом году археологами, — это медный крест-мощевик XVI века. Его раскопали в Малом Златоустинском переулке. На лицевой створке артефакта изображено распятие, а на оборотной — архангел Михаил с мерилом и зерцалом в руках. По изображениям можно предположить, что крест сделан на Новгородчине.
Литое католическое распятие из белого металла нашли во время раскопок на Долгоруковской улице, рядом с владением 25. Такие изображения были характерны для западноевропейских христиан в XVII–XVIII веках. То, что этот артефакт нашли в историческом центре Москвы, говорит о высоком уровне культурных связей города с Западной Европой.
Подобные распятия помещались на деревянные кресты, которые украшались маркетри — мозаикой из ценных пород дерева и кости.
Во время раскопок на Долгоруковской улице нашли еще один интересный артефакт — знаки на головной убор для ополченцев-нехристиан. На латунных восьмигранниках был выгравирован лозунг «За царя и Отечество». Знак отличается от такого же для ополченцев христианского вероисповедания. У них он был в форме креста и с лозунгом «За царя, веру и Отечество».
Знак для ополчения — правильной восьмиугольной формы, 44 миллиметра в высоту и в длину. В центре бляхи — выпуклый вензель императора Александра III, увенчанный золотой короной и лавровыми венками, перевязанными лентой в виде банта.
Впервые знаки для участников государственного ополчения появились в 1812 году. Это были кресты с лозунгом «За веру и царя». В таком виде они просуществовали до 1890 года. Особенно много знаков для ополченцев было выпущено при Александре III. При нем же стали чеканить разные варианты для ополченцев-христиан и для представителей других конфессий.
Еще больше отличительных знаков от московских археологов
К военной атрибутике можно отнести и кожаные ножны XVI–XVII веков. Археологи говорят, что такие находки — большая удача. Судя по размерам и конструкции артефакта, он предназначался для небольшого хозяйственного ножа. Ножны выкроены из куска толстой свиной кожи.
В Москве того времени было несколько мест, где жили кожевники. В Замоскворечье располагалось поселение овчинников, а на Яузе — сыромятников.
Еще одна редкая находка — жетон разносчика XIX века, найденный в Армянском переулке. Такой отличительный знак в позапрошлом столетии стал обязательным для торговцев. В то время в России начало развиваться мелкое предпринимательство, и власти ввели промысловый налог. Жетон, прикрепленный на видном месте, показывал, что торговец уплатил этот сбор. На значке указывались номер, год уплаты налога и сумма, внесенная в казну. На артефакте, найденном в Армянском переулке, она составляет два рубля 86 копеек.
Мелкая торговля в XVII–XIX веках была очень разнообразной. Горожане покупали у лоточников и коробейников игрушки, женские духи, украшения, подсвечники, посуду и многое другое. Некоторые подобные предметы сейчас находят археологи.
Популярными были медные чернильницы. Одну из них вместе с футляром для перьев, подсвечником и сосудом для песка нашли в Кадашевском тупике. Чернильница украшена гравировкой в виде растительного орнамента. На ее корпусе две петли для крепления веревки. Находка датируется XVIII–XIX веками.
На Нижней Радищевской улице археологи нашли стеклянный пузырек для духов начала XX века. Он выполнен из синего стекла со множеством граней.
Популярными игрушками в XVII–XVIII веках были глиняные свистульки. Одну такую, в виде птички, археологи нашли в Кадашевском переулке.
Еще одна нужная жившему в XIX веке москвичу вещь — подсвечник. Популярными были изделия из фарфора, особенного бисквитного, то есть не покрытого глазурью. Именно такой нашли на Нижней Радищевской улице. В 2016 году артефакт выставлялся в московских музеях. На найденном подсвечнике изображен профиль дамы и нарциссы. Находка расписана в голубых, зеленых и розовых тонах.
Во время раскопок на Садовнической улице археологи нашли фарфоровое блюдце XVIII–XIX веков — прямоугольной формы и с изображением амура. Находка тоже выставлялась в московских музеях в 2016 году.
На раскопках в Армянском переулке нашли серебряный перстень с овальной вставкой из агата, на которой вырезан рельефный профиль. Артефакт датируется второй половиной XVIII — первой половиной XIX века. Находке дали название «Перстень Лазаряна», так как он принадлежал семье армянского купца Лазаря Назаровича Лазаряна.
Интересную находку сделали археологи в Малом Златоустинском переулке. Там в XVII–XVIII веках кто-то обронил изящную пуговицу-гирьку из белого металла. Такие пуговицы могли быть шаровидными, каплевидными и грушевидными. Найденный артефакт шарообразный. Пуговица изготовлена из двух литых спаянных полусфер. Ее поверхность украшает ажурный ложновитой орнамент, имитирующий скань.
Есть у археологов и находки, предназначение которых непонятно. Например, шахматный слон из кости, в котором были спрятаны 10 серебряных монет. Специалисты могут только предполагать, зачем это было сделано. Одна из версий — неизвестные правила игры в шахматы на деньги.
Что еще делали с шахматными фигурками наши предки
Некоторые загадки археологам удается разгадать, даже если на это уходит порой больше двадцати лет. Так недавно случилось с находкой 1996 года. Тогда в Москве раскопали клад — два кувшина, наполненных серебряными монетами. Только в этом году стало ясно, что один из кувшинов — часть самогонного аппарата.
В этом году у археологов появилась еще одна загадка — костяное навершие в виде головы лебедя. Его нашли во время раскопок на Долгоруковской улице, рядом с владением 25, оно датируется XIX столетием. Специалисты пока не могут сказать, что это. Среди предположений — часть детской игрушки, украшение, верх необычной указки. Некоторые эксперты и вовсе предполагают, что перед ними голова не лебедя, а дракона.
Что археологи нашли в этом году на раскопках Где жили лихие люди в XVII — XVIII веках
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста