Московский академический театр сатиры представил громкую премьеру — мюзикл «Свадьба Кречинского» по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина. Режиссер-постановщик художественный руководитель театра народный артист России Евгений Герасимов, второй режиссер Владимир Герасимов.
«Каким образом мог я писать комедии, состоя под убийственным обвинением и требованием взятки в 50 тысяч рублей, я не знаю, но знаю, что написал “Кречинского” в тюрьме», — вспоминал Александр Сухово-Кобылин. Писателю предъявили обвинение в убийстве гражданской жены. Находясь под следствием, он начал работу над «Свадьбой Кречинского», а завершил ее уже в тюрьме. Сухово-Кобылина оправдал Сенат, но общество продолжало считать его убийцей. После освобождения автор написал еще две пьесы: «Дело» и «Смерть Тарелкина», продолжающие сюжет «Свадьбы Кречинского». Все три произведения вошли в трилогию «Картины прошедшего».
Сюжет комедии возник из московского анекдота о карточном шулере, который обманул ростовщика. Помещик Михаил Кречинский, чтобы покрыть свои долги, решает жениться на богатой невесте Лидочке. Кречинский закладывает ростовщику фальшивый бриллиант, обманывая и его, и Лидочку.

Евгений Герасимов выбирает необычный жанр для постановки классической пьесы — мюзикл.
«Такого спектакля в Москве нигде нет, чтобы все было объединено единой целью и выполнено безукоризненно. Это музыка, мысли и смысл. В Театре сатиры всегда было много музыкальных спектаклей в то время, но оно бежит — нам интересен зритель разный, в том числе и сегодняшний. Специально для спектакля написана музыка, специально пошиты костюмы, создана специальная декорация, выстроено специальное движение — и все это точно и синхронно сосуществует», — объясняет он.
Мюзикл наполняет известное произведение новым дыханием. Песни разных стилей раскрывают внутренние миры героев, их переживания, чувства, сомнения, а хореография точно соответствует моменту, будь то нежный лирический вальс или энергичный танец.
«Это не музыкальный спектакль, это мюзикл, — продолжает режиссер, — нужно оценивать его в том жанре, в котором он сделан. Артисты Театра сатиры умеют великолепно и петь, и танцевать, а еще мы пригласили потрясающую группу балета. И все это собрали воедино».
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
В сюжете появляется образ автора — Александра Сухово-Кобылина, его играет Евгений Герасимов. Он предстает перед зрителем в начале и в конце, предваряя и завершая действие.
Наряду с богатой музыкальной составляющей, детально проработана и драматическая основа. «Мой персонаж и моя линия вместе с теткой и с дочерью — мы отвечаем за сюжет, за то, чтобы зрителю была понятна история, которую мы хотим рассказать. А все остальные — это сопутствующие музыкальные номера, мы за драматическую часть отвечаем», — поясняет народный артист России Михаил Хомяков, играющий отца Лидочки. Именно их взаимоотношения, диалоги и поступки создают сатирический и социальный нерв оригинальной пьесы Сухово-Кобылина.
По словам артиста, Петр Муромский в его исполнении — собирательный образ благородного отца семейства, он обладает безграничным чадолюбием, и его главная цель — устроить счастье дочери, удачно выдав ее замуж. Основная драма в том, что эту искреннюю отеческую заботу цинично использует промотавшийся карточный шулер Михаил Кречинский (заслуженный артист России Игорь Лагутин). Отец это чувствует и всеми силами пытается уберечь дочь. «Это образ, понятный для большинства в зрительном зале — тем, у кого есть дети», — подытоживает он.
Роль Лидочки играет Карина Муса. Ее героиня — нежная, трогательная девушка, чья душа отчаянно жаждет настоящей, светлой любви. Она живет в ожидании прекрасной сказки, которую обещает замужество, и всем сердцем в нее верит. Евгений Герасимов отмечает, что постановка «обличает тот выбор, определяющий судьбу и трагедию нашей юной Лидочки, чья искренность становится жертвой циничного героя».
.jpg)
.jpg)
.jpg)
В этом комедийном и зрелищном спектакле актерам удается создать психологические сложные противоречивые образы. Таков Владимир Нелькин, которого исполняет Антон Буглак. О своем герое он рассуждает так: «С одной стороны, он по-настоящему любит главную героиню и пытается искренне быть полезным ее отцу. Но с другой — это его стремление подсмотреть, подслушать, выведать, вывести на чистую воду не делает счастливым никого из героев пьесы. И вот тут я столкнулся со сложностью при подготовке и исполнении этой роли. Нелькин не должен отталкивать зрителя стремлением к громким разоблачениям. Он должен быть очень обаятельным, не выглядеть как благопристойный зануда и не вызывать неприязнь у зрителя».
В «Свадьбе Кречинского» даже комические ситуации порождаются вполне серьезными и узнаваемыми жизненными противоречиями. «Здесь есть и шутка, и развлекательная комедия нравов, и социальная злободневность, и очень много современного», — отмечает Антон Буглак.

Создатели спектакля привносят в классический сюжет и другие неожиданные решения. Так, тетушка Лидочки, Анна Атуева (Любовь Козий), гораздо моложе той, которая представлялась драматургу. Вот что Любовь Козий говорит о своей героине: «Просто старшая тетка. Ей максимум сорок лет — это самый расцвет. Ей очень хочется тоже устроить свою судьбу, быть в свете, в высшем обществе. Через племянницу Лидочку Анна хочет хорошей жизни не только для нее, но и для себя. Она очень игривая, жеманная, из нее словно искрится женская энергия».
Меняется и финал. В пьесе судьбы рушатся, в спектакле Театра сатиры героям дают шанс. «Финал, который, как автор уже этого произведения, — объясняет Евгений Герасимов, — я выношу по-другому, потому что люди хотят любви, прийти в театр и получить радость, счастье, увидеть свет в окошке. В то время его быть не могло, а я, как создатель этого произведения, вместе с коллективом даю этот свет — он может им стать, наш Кречинский».

«Свадьба Кречинского» в Театре сатиры — легкий спектакль-праздник, который дарит самые приятные эмоции и надежду на счастье не только его героям, но и зрителям. Эта история родилась из удивительных противоречий: созданная в тюрьме, она дарит радость, и, самое главное, даже в мире обмана, циничных карточных игр и корыстных побуждений можно найти любовь, выиграв для себя лучшую партию.
«Я думаю, что это спектакль развлекательного характера, как и любой мюзикл, — подчеркивает Любовь Козий. — Там не заложено что-то тяжелое, он не нагружен излишне. Я хотела бы, чтобы зритель вспоминал мотивы песен. Это как лакмусовая бумажка: если вы посмотрите спектакль и потом будете идти и ловить себя на мысли, что вы что-то напеваете из наших песен, это правильно и здорово. Значит, все получилось».
Оперативно узнавайте главные новости в официальных каналах города Москвы в мессенджерах MAX и «Телеграм».