Сегодня в российский прокат выходят лихая трагикомедия про 1990-е «Хрусталь» Дарьи Жук и полусказочный «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвахер — тоже про девяностые, но итальянские. Последний получил приз на Каннском кинофестивале, а первому предстоит побороться за «Оскар».
А еще на экраны выходит экранизация комиксов об Аквамене и пятая часть франшизы про трансформеров, снятая не Майклом Бэем, но при его участии.
Режиссер Дарья Жук, родившаяся и выросшая в Минске, а в 1990-е эмигрировавшая в США, сняла фильм о вещах, которые ей хорошо знакомы. Кассетный плеер с электронной музыкой, подношения заграничной косметики «барышням» в учреждениях, торговля с рук «брендовой» одеждой, полированные мебельные стенки… и страшная тоска по другой жизни. Трагикомический «Хрусталь» ожидаемо растопил сердца критиков на постсоветском пространстве и стал первым за 20 лет белорусским фильмом, выдвинутым на соискание премии «Оскар».
Действие начинается в 1996 году в Минске. Выпускница юрфака с лицом певицы Мадонны по имени Веля (актриса «Мастерской Дмитрия Брусникина» Алина Насибуллина) не хочет работать по специальности. По вечерам она надевает ярко-синий парик и встает за диджейский пульт в старом Дворце культуры, а в паузах между рейвами подтягивает английский: больше всего на свете Веля хочет уехать в Америку — подальше от вечно недовольной мамы и глупого парня-наркомана, в Детройт, на родину техно.
На собеседование в американское посольство она приносит липовую справку с места работы — завода хрустальных изделий — со случайным номером телефона. Когда Веля узнает, что по этому номеру будут звонить и проверять информацию, она отправляется к владельцам телефонного номера — жителям поселка Хрустального, которые готовятся к свадьбе сына-дембеля и не особенно понимают ни героиню, ни ее желания уехать в Штаты. А телефон им, кстати, отключили — за неуплату.
Действие нового фильма итальянского режиссера Аличе Рорвахер, известной экспериментами в области магического реализма, тоже происходит в 1990-е. Правда, чтобы это понять, нужно изрядно постараться: время в Инвиолате, горной деревушке, как будто остановилось — не то в довоенные времена, не то в Средневековье. Ее жители находятся в рабстве у «табачной королевы» маркизы де Луна, отрабатывая бытовую химию и расплачиваясь за кур, сожранных волками. Впрочем, никто не унывает по поводу отсутствия зарплаты и охраны труда: у крестьян есть свои развлечения — выпить домашнего вина в жаркий полдень, плюнуть в хозяйский сыр и посмеяться над чопорной маркизой, которую между собой все называют ядовитой змеей. А сбор табака всегда можно спихнуть на доброго безответного парня с библейским именем Лазарь (по-итальянски — Лаццаро).
Главный герой (его сыграл дебютант Адриано Тардиоло), его готовность быть эксплуатируемым и нежелание становиться эксплуататором производят впечатление на мятежного сына маркизы Танкреди, приехавшего по настоянию матери в деревню дышать свежим воздухом и выгуливать под солнцем дизайнерские рубашки. Принц и нищий начинают общаться, Лазарь показывает новому знакомому свое тайное убежище на вершине горы, и у Танкреди, который ненавидит мать, созревает план инсценировки собственного похищения. С одним просчетом — он не подозревает, что кто-то может вызвать полицию. Приехавшим полицейским приходится заводить новое дело — на маркизу-рабовладелицу, а крестьянам — ехать в город. Всем, кроме Лазаря, который падает с обрыва, и это событие меняет не только сюжет, но и жанр: на смену социальной драме приходит магический реализм.
Картину Рорвахер ждали в Каннах. Ее предыдущий фильм 2014 года «Чудеса» о фермере и четырех его дочерях получил восторженные отзывы и взял Гран-при жюри. «Счастливый Лазарь» уехал с Каннского фестиваля с призом за лучший сценарий. Его написала сама Рорвахер.
Артур Карри с детства был быстрым, сильным и ловким, а еще умел управлять рыбами и дышать под водой. Перед смертью его мама призналась, что она — королева Атлантиды в изгнании. Женщина пророчит сыну судьбу правителя семи морей, и он становится Акваменом.
Супергерой Аквамен не раз появлялся в экранизациях комиксов вселенной DC, и вот наконец дождался фильма, целиком посвященного только ему, — с мощными спецэффектами и завораживающими подводными локациями. И веселым главным героем: в отличие, например, от Бэтмена, Аквамен в исполнении Джейсона Момоа — простой парень, который не прочь развлечься и обожает свою ненаглядную жену.
Главную роль сыграл Джейсон Момоа, помимо роли Аквамена в нескольких фильмах о Бэтмене и «Лиге справедливости», известный по небольшой роли в сериале «Игра престолов» и по фильму «Конан» (2011). Жену Аквамена Меру сыграла Эмбер Херд («Мачете убивает», «Девушка из Дании»). Во второстепенных ролях — тяжелая звездная артиллерия: Уиллем Дефо, Патрик Уилсон и даже Николь Кидман.
Пятая часть франшизы о трансформерах — «Последний рыцарь» — получила низкие кассовые сборы, и создатели поняли: нужны перемены. Спин-офф, рассказывающий о приключениях автобота Бамблби в конце 1980-х, впервые снимал не Майкл Бэй. Отец «Трансформеров» значится среди продюсеров нового фильма.
Есть и другие перемены. Во-первых, взят курс на ностальгию. Бамблби и другие трансформеры похожи на своих прототипов из старого мультсериала, а не на мегатехнологичных персонажей, действовавших в фильмах Бэя. Во-вторых, поменялась марка автобота. В-третьих, главной темой ленты является не спасение всего мира, а история о дружбе робота и девушки Чарли (Хейли Стайнфелд).