В музее-заповеднике «Царицыно» сохранился самый большой ансамбль строений архитектора, мастера классицизма и основоположника русской готики Василия Баженова: Кавалерские корпуса, небольшие дворцы, мосты, арки. Царицыно могло быть еще более впечатляющим, если бы Екатерина Великая, для которой строилась резиденция, не отстранила Баженова в 1785 году.
О том, каким могло бы быть Царицыно, если бы архитектор довел свой замысел до конца, рассказывает старший научный сотрудник музея-заповедника Павел Ермолов.
Будущий архитектор увлекался рисованием с самого детства, хотя никто из родителей не подталкивал мальчика к творчеству. Семья была бедной, поэтому маленький Василий рисовал, где придется, — на песке, на стенах. Если находились бумага и карандаш, это была настоящая удача. В 16 лет он попал подмастерьем в артель живописцев, там его заметили, и жизнь повернула в нужное русло: архитектурная школа, потом — Академия художеств в Санкт-Петербурге, где он получил дворянский титул за отличную учебу. После Баженова отправили учиться в Европу у лучших мастеров. Два года его обучал в Париже знаменитый Шарль де Вайи. Его аттестат подписали крупнейшие французские архитекторы того времени: Жак-Жермен Суффло, Жак-Анж Габриэль, Жюльен-Давид ле Руа и другие. Затем был Рим, где ему пожаловали право «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». Баженов стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предлагал работу сам Людовик XV, но Баженов предпочел вернуться на родину.
В 1767 году он удостоился личной аудиенции у Екатерины II, царствовавшей к тому моменту уже пять лет. Императрица поручила ему перепланировку Кремля, включающую постройку нового дворца. Проект не был реализован, так как Екатерина передумала, да и технически его оказалось трудно осуществить, но внушительный макет дворца — почти в человеческий рост — хранится сегодня в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.
В 1775 году Екатерина II решила устроить грандиозные гулянья на Ходынском поле в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Османской империей. Возвести развлекательные павильоны императрица поручила Баженову, изложив собственный замысел праздника. Зодчий дал волю фантазии: некоторые павильоны он сделал в виде разрезанных на две части кораблей. Императрица осталась довольна и заказала архитектору новую увеселительную резиденцию в Царицыне.
Если двигаться от парковой части к ансамблю, оставляя пруды по левую руку, мы пройдем через Фигурные (или Виноградные) ворота к Среднему дворцу, который сегодня называют Оперным домом. Это ажурное здание из красного кирпича с белым декором предназначалось для церемоний, официальных приемов, домашних спектаклей и других увеселительных мероприятий. Большую его часть занимает просторный зал с прекрасной акустикой.
Затем подходим к Малому дворцу, расположенному на так называемой земляной пирамиде — ступенчатой возвышенности. Его строили на месте знаменитой беседки, в которой летом 1775 года проходили заседания совета при Высочайшем дворе. Там Екатерина подписывала указы, принимала важных гостей и даже военные парады, проходившие на лугу. Беседку позднее перенесли в парковую часть, а на ее месте возвели Малый дворец. Из его окон открывается великолепный вид на пруды. Скорее всего, он был задуман как место, где Екатерина могла бы встречаться за чашкой кофе с очень узким кругом сановников и гостей.
Путь от Малого дворца в сторону храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Царицыне лежит через удивительное сооружение баженовского ансамбля — Фигурный мост. С одной стороны, это мост, с другой — триумфальная арка. Мост украшен высокими башенками и стрельчатыми проемами. Внимание привлекают разнообразные резные карнизы и ромбовидные накладки, колонки и пирамидки. С фасадов башенки имеют вид настоящих крепостных сооружений, но это игра — внутри они разрезаны на части и во времена Баженова были украшены растениями.
Кстати, до наших дней в «Царицыне» сохранился еще один мост Баженова — 80-метровый Большой мост через овраг. Он считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века. Несмотря на свои габариты, он кажется легким и воздушным.
«Рядом с Фигурным мостом были построены два маленьких домика: крестообразный и шестиугольный, — рассказывает Павел Ермолов. — Оба были разобраны в 1804-м или 1805-м году. Для чего они предназначались — загадка. Во время раскопок 2005–2006 годов было обнаружено, что там не было печей, значит, это были летние сооружения. Скорее всего, летние гостевые домики или какие-то хозяйственные помещения».
Рассмотрев оставшиеся от этих небольших построек фундаменты, отправляемся к Первому, Второму и Третьему Кавалерским корпусам. Задуманные как постройки для обслуживающего двор императрицы персонала, позднее корпуса получили название кавалерских, хотя за свою долгую историю кавалеров их стены так ни разу и не видели. С подробностями их истории можно ознакомиться здесь.
Рядом находится массивный Хлебный дом. Так позднее стал называться кухонный корпус. Несмотря на хозяйственное назначение, Баженов не стал упрощать эту постройку и сделал ее в виде средневекового замка. Фасады были украшены эмблемой в виде каравая и солонки. Над ними — вензель из букв Х и С, что значит «хлеб» и «соль».
Кроме этих построек, Баженов соорудил причудливые арки: Виноградные ворота, которые отмечают вход в парк, и протяженную галерею-ограду с зубчатой аркой между Хлебным домом и бывшим тогда главным корпусом дворца ее императорского величества. Галерея-ограда отделяла сад от дворцового ансамбля, создавая панораму готических сооружений и обыгрывая мотив стен и ворот сказочного средневекового города. Эти уникальные сооружения, как и Фигурный мост, являются визитной карточкой Царицына и его символами.
На этом сохранившиеся до наших дней постройки, созданные в Царицыне Баженовым до 1785 года, заканчиваются. Пришло время включить фантазию и представить себе объекты, которые так и не были построены или были снесены Матвеем Казаковым, сменившим попавшего в немилость императрице Баженова.
«Если вы встанете на главной площади и посмотрите на Большой дворец, который строил уже Казаков, то его западное и восточное крылья — это те места, где Баженов построил дворец Екатерины и дворец наследника Павла Петровича, — рассказывает Павел Ермолов. — Между ними предполагалась оранжерея, она даже была начата, но в связи с рождением детей великого князя Павла Петровича Баженов решил сделать на ее месте так называемый Дворец внуков и соединил его галерейками с высокими равновеликими дворцами Екатерины и Павла. Все три здания Казаков разобрал и перестроил в один Большой дворец».
Перед тремя главными дворцами Баженов построил Большой кавалерский корпус. Это очень массивное сооружение, которое предназначалось для свиты Екатерины. Некоторые исследователи считали, что Екатерина разозлилась на архитектора именно из-за того, что этот корпус для двора якобы затмевал ее собственный дворец. Но на самом деле, как показали археологические раскопки, он был расположен намного ниже за счет рельефа местности и, хотя и был внушительным, не мог соперничать с дворцом императрицы.
Ближе к пруду располагался небольшой крестообразный камер-юнгферский корпус. Он предназначался для служанок Екатерины из небогатых дворянских семей — камер-юнгфер. Оба корпуса, Большой кавалерский и камер-юнгферский, Матвей Казаков разобрал в 1794–1795 годах, потому что к тому времени уже был построен Большой дворец и нужно было сделать парадную площадь перед ним. Сегодня их фундаменты законсервированы и открыты для просмотра по примеру многих руин в Риме и Афинах. Еще одно здание, снесенное Казаковым, — Управительский дом — располагалось между Хлебным домом и Дворцом наследника.
«Конечно, если бы Баженов полностью реализовал свой план, Царицыно выглядело бы просто поразительно, — уверен Павел Ермолов. — Не было бы махины Большого дворца, которая сейчас безусловно доминирует, а было бы множество разных по размеру зданий. Это был бы большой разнообразный и очень живописный городок. Вы бы шли по нему, и вам открывались все новые и новые здания, причудливо декорированные во вкусе нежной готики, со сверкающими на солнце желтыми крышами. Неравномерный рельеф Царицына придавал бы еще больше живописности: череда разновеликих и по объему, и по уровню фантазийных зданий. Это был бы второй златоглавый Кремль или сказочный Царьград».