Профессия скульптора-реставратора сопряжена с большим количеством невероятных открытий, которые потом становятся достоянием миллионов. Слой за слоем очищая памятник, подобно археологу, реставратор докапывается до самой сути, воспроизводя не только первоначальный вид, но открывая историю памятника, устанавливая век его создания, а иногда даже автора.
Один из наиболее известных российских реставраторов в этой области — Олег Васильевич Яхонт, заслуженный деятель искусств России, почетный реставратор Москвы, художник-реставратор высшей квалификации, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации. Стаж его работы приближается к 60 годам, а число отреставрированных памятников давно превысило тысячу.
Реставрация, по словам Олега Яхонта, сложнейший процесс, благодаря которому шедевры мастеров предшествующих эпох удается сохранить. Это возможно благодаря тому, что реставратор обладает не только должным уровнем художественного и искусствоведческого образования, но и профессиональными навыками в области лепки, ваяния и формовочных работ.
«Он должен обладать еще и обширными знаниями по истории скульптуры, понимать художественные стили эпох, индивидуальные качества автора реставрируемого произведения и многое другое», — убежден Олег Яхонт.
Будущий почетный реставратор Москвы родился почти в самом центре России — в Красноярском крае. Высшее образование приехал получать в столицу, поступив на исторический факультет МГУ на кафедру теории и истории искусства. После окончания вуза поступил на службу в Государственные центральные художественные научно-реставрационные мастерские имени академика И.Э. Грабаря (сейчас — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря). Всего за 10 лет работы Олег Яхонт прошел путь от помощника реставратора до директора мастерских. В этой должности в 1968 году в залах Государственной Третьяковской галереи он организовал Всесоюзную юбилейную выставку, посвященную 60-летию реставрационного дела в нашей стране.
Научная реставрация как научно-исследовательская дисциплина в 1960-е годы только зарождалась. Благодаря ей по всей стране удалось сохранить тысячи памятников истории и культуры.
Олег Яхонт убежден, что основа научной реставрации — изучение истории памятника по документам и анализ, полученный путем не только исторических, но и химических, физических и биологических исследований. Таким образом происходит то, что называется атрибуцией, то есть выявление первоначального вида памятника и, возможно, его автора. Только в этом случае возможно сохранить памятник во всей его подлинности.
«При необходимости с целью сохранности памятника осуществляется восполнение утраченных фрагментов, полученных на основе объективных данных. Таким образом мы не только сохраняем сам памятник, но и возвращаем его в исторический культурный процесс», — отмечает реставратор.
Олег Яхонт выполнил консервационно-реставрационные работы более чем тысячи памятников истории и культуры.
Некоторые работы потребовали сложнейших комплексных научных исследований с привлечением специалистов различных областей наук.
Одним из примеров — реставрация мраморного портрета неизвестной из музея творчества крепостных в Останкине. В результате удалось определить, что это голова Афродиты работы античного мастера школы Праксителя первого века нашей эры. Не менее важной и значимой Олег Яхонт считает реставрацию и восстановление памятного креста ХV века работы новгородского резчика. Этот крест сейчас находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Сложность объемных консервационно-реставрационных работ, сопряженных с целым комплексом естественно-научных исследований, всегда привлекала Олега Яхонта. Были восстановлены такие шедевры, как Царь-колокол в Кремле, памятник Александру Пушкину работы Александра Опекушина, памятник Федору Достоевскому работы Сергея Меркурова, более 200 скульптур Исторического музея, надгробие Надежды Аллилуевой работы Ивана Шадра в Новодевичьем монастыре и горельеф княжны Марфы Собакиной работы Ивана Мартоса в Донском монастыре.
Особо отмечает Олег Яхонт реставрацию фрагментов скульптурной иконы Святого Георгия, которая была установлена в XV веке на башне святых Флора и Лавра (сейчас — Спасской) Московского Кремля, сооруженной во времена Дмитрия Донского. Белокаменная скульптурная икона Святого Георгия-змееборца стояла в круглой нише на наружной стороне кремлевской башни и осеняла древний Кремль. Святой Георгий воспринимался жителями столицы и иностранцами как символ и покровитель Московского царства.
«С фигурой святого Георгия были связаны наиболее длительные и многоплановые исследовательские работы. Удалось выявить историю создания памятника, его первоначальную форму, его композицию, оригинальные сохранившиеся части, их место, а также предполагаемых авторов на основании архивных и летописных свидетельств. В результате мы осуществили реконструкцию первоначальной формы памятника трехметровой высоты с помощью временных материалов с целью перевода в авторский белый камень», — рассказывает реставратор.
К сожалению, в 1990-е годы окончательно завершить реставрацию не получилось: перевода в авторский белый камень не произошло. Но Олег Яхонт искренне убежден, что с помощью новых профессиональных кадров, используя полученные им данные, эти сложные консервационно-реставрационные работы будут доведены до конца.
«Именно поэтому последние десятилетия я уделял большое внимание преподавательской работе, написанию и изданию исследований по истории, теории, методике и практике реставрации», — отмечает Олег Яхонт.
Проводимые в последние годы в столице консервационно-реставрационные работы под патронажем Департамента культурного наследия, по мнению Олега Яхонта, являются весьма успешными. Однако многое еще предстоит сделать.
«Меня, как реставратора, давно занимает вопрос создания в столице специального автономного музея городской скульптуры. Он взял бы на себя функции постоянного мониторинга сохранности памятников, регулярные консервационные работы и перенос уникальных памятников с площадей в специальные интерьеры такого музея с заменой оригиналов на площадях их копиями», — говорит Олег Яхонт.
По его словам, постоянный мониторинг и проведение консервационных работ предохранили бы памятники, находящиеся без достойного наблюдения, от последующих сложнейших и дорогих реставрационных работ. А наиболее ценные и требующие особых условий хранения скульптуры были бы в таком случае перенесены в интерьеры специального музея, как во Флоренции, Риме, Париже, Праге и других городах.