Жауме Пленса – художник широкого «творческого профиля». Его гигантские скульптуры и инсталляции гармонично вписались в ландшафты десятков городов в разных странах — от США до Японии. Московская выставка – эхо его недавней масштабной ретроспективы, прошедшей в Музее современного искусства Барселоны. 20 ключевых экспонатов Пленса привез в Россию и вместе с директором барселонского музея Ферраном Баренблитом, выступившим куратором, сделал из них выставку-путешествие по своему творчеству за последние 30 лет. Работы заняли не только залы филиала музея на Петровке, но и двор – уличная инсталляция «Автопортрет с музыкой» (2018) встречает гостей у входа.
Выставку Жауме Пленсы открывает снимок, сделанный в прошлом году в его студии в пригороде Барселоны. Это была идея самого художника – фотография, распечатанная в реальном масштабе, как бы приглашает заглянуть в его личное пространство и попробовать понять его взгляд на мир.
«Моя мастерская – это моя голова, и вы входите на выставку через мою голову», – говорит Пленса.
Жауме Пленса рос в окружении книг и даже мечтал стать писателем – неудивительно, что в его творчестве много отсылок к литературе. Среди любимых авторов скульптора – Уильям Блейк, Шарль Бодлер, Уильям Шекспир и Данте Алигьери.
Инсталляцию «Сон Данте», с одной стороны, можно назвать примером произведения, вдохновленного литературой, которых у Пленсы немало, а с другой – примером работы с любимым материалом художника, водой. Она льется тонкой струйкой из лежащей на краю табурета бутылки в жестяное ведро. В конструкции спрятан насос, так что этот процесс бесконечен. Из комбинации простых бытовых предметов на глазах зрителя рождается яркий поэтический образ, который наводит на размышления о текучести времени и неиссякаемости жизни на Земле.
В этой работе Пленса тоже объединяет воду и литературу. Вдохновением для «Молвы» послужила одна из любимых книг Жауме Пленсы – «Бракосочетание Рая и Ада» Уильяма Блейка. Строчка из произведения – «Пруд – копит, фонтан – выплескивает» – выгравирована на поверхности бронзовой тарелки, подвешенной у пола на длинной красной нитке. Сверху на тарелку капает вода, которая на мгновение нарушает тишину, а затем скатывается в таз, который стоит рядом.
Выставку открывает «Флоренция II» – двухметровый знак вопроса из стали и алюминия, по поверхности которого разбросаны латинские буквы, складывающиеся во французское слово Rêve – «мечта», «сон».
Что значит «Флоренция II»? Определенно сказать сложно. Как и многие объекты-инсталляции Пленсы, она в первую очередь «порождает сомнения и приводит в замешательство» – так говорит куратор выставки Ферран Баренблит. Пленса часто рассуждает о стоящем перед художнике вопросе о том, как идея должна быть выражена материально. Как должна выглядеть идея о мечте в скульптуре? Металлический вопросительный знак становится материальным воплощением этого вопроса.
Огромные полотна из подвешенных на тонких нитях стальных букв напоминают одновременно страницы книги и шторы из бусин. От движения воздуха буквы начинают двигаться, и зритель проходит среди звенящих занавесей, не только читая текст, но и слыша его звучание. Слово в работе Пленсы обретает материальность и собственный голос. Художник говорит, что на эту идею его натолкнул Франсуа Рабле: в главном романе великого французского гуманиста эпохи Возрождения «Гаргантюа и Пантагрюэль» один из героев рассказывал о поездке по морю в такую холодную погоду, что слова, выходя изо рта, застывали и со стуком падали на палубу.
Для инсталляции художник выбрал цитаты из Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 году, – пожалуй, самого важного документа ХХ века. Оригинальное название работы – Glückauf? – на немецком языке отсылает к этому времени. Только что закончилась война, мир пытается залечить раны, нанесенные фашизмом. После обнародования всех действий гитлеровской Германии стало ясно: необходим пересмотр Устава ООН, до того не предусматривавшего защиту человека от подобных зверств. Пленса предлагает войти внутрь этого документа, почувствовать себя под его защитой.
Еще один пример работы с текстом. Отлитые из бронзы фигуры младенцев застыли под потолком лицом вниз. Изо рта у каждого свисают тонкие нити с нанизанными на них полупрозрачными буквами – складывающиеся из них слова отбрасывают тени на стену, становясь читаемыми: «Отец, мать», «Дети войны».
Название работы отсылает к вокальному произведению австрийского композитора Густава Малера «Песни об умерших детях». Небольшой цикл для голоса и оркестра Малер написал в начале ХХ века после внезапной смерти от скарлатины его двоих детей. Отсылки к музыкальным произведениям часто встречаются в творчестве Пленсы: родители прививали ему вкус к музыке и брали с собой на концерты. Фигурки младенцев тоже пришли из детства художника: так выглядела кукла его матери, хранившаяся в родительском доме.
Работу «Валанс» Жауме Пленса создал по заказу одноименного французского города в середине 1990-х. 21 черная чугунная дверь была вмонтирована в стены домов Валанса. На каждой нанесено слово, обозначающее одно абстрактное понятие: время, поэзия, тишина, любовь. Больше ничего – ни ручек, ни замочных скважин, только свет фонарей, падающий строго на надпись. Двери нельзя было открыть и заглянуть за них – можно было только фантазировать: как выглядит скрывающаяся за одной дверью поэзия, как звучит тишина за другой, какая любовь спрятана за третьей?
«В девяностые годы я очень много работал с идеей двери, – говорит Пленса. – Дверь, на мой взгляд, – это зеркало, наш собственный портрет, ведь рассуждая о том, что находится за ней, мы говорим о самих себе».
Вытянутые женские головы с нарушенными пропорциями выглядят странно – как герои сновидения. Их глаза закрыты – они то ли спят, то ли погружены в себя, а может быть, что-то припоминают. Эти головы – олицетворение памяти. Кстати, моделями, с которыми работал художник, стали семь девушек из Азии и Латинской Америки
«Безмолвие» Пленса создал в середине 2000-х в Нью-Йорке, использовав деревянные балки старого здания. Материал хранит воспоминания о том, как он был живым деревом, стал частью здания, оказался свидетелем событий из жизни его обитателей. Для Пленсы это ключевой момент: жизнь эфемерна, память – вечна.
Пленса часто использует собственное тело – снимает с него слепки для сидящих скульптур, подвешивает работы на высоту собственного роста с поднятыми руками, использует записи звука тока своей крови, как для выставки в Ганновере в 1988 году, или обводит свой контур на стекле, как для работы «Континенты I и II».
На стекло нанесены названия городов и слова, обозначающие абстрактные понятия, – «любопытство», «защита», «начинание», «эмоция» и другие. На одном стекле топонимы опоясывают тело художника, образуя альтернативную, личную карту мира. На втором контур становится анатомическим атласом, которые Пленса любил рассматривать в детстве: абстракции здесь – обозначения областей тела.
В основном Пленса создает графику, скульптуры и инсталляции. Одно из редких исключений – фотопроект «Даллас? ...Каракас?», завершенный в 1997 году. На протяжении двух лет Пленса фотографировал кухни в двух городах – американском Далласе и столице Венесуэлы Каракасе.
Сегодня Даллас называют Техасской Силиконовой долиной или Силиконовой прерией, Каракас же считается одним из самых криминальных городов в мире. Но рассматривая фотографии, на которых нет ни одного человека, сложно отличить кухню далласца от кухни жителя Каракаса. С конца 1970-х в Каракас хлынула волна импортных товаров. Поэтому и на американской, и на венесуэльской кухнях можно было встретить одинаковые продукты, магнитики с Микки Маусом или бытовую технику известных брендов.
Жауме Пленса рассказывает, что в детстве забирался в корпус пианино, на котором играл его отец. Там он впервые почувствовал, как вибрирует звук, проходя сквозь тело. Гонги, которые художник часто использует в своих работах, – воспоминание об этом детском открытии.
Инсталляция «Материя-Дух» представляет собой два металлических круга, подписанных «Дух» и «Материя». Зритель может ударить по одному из них, почувствовать, как звуковая волна отдается в руку, и услышать, как звук гонга эхом разносится по залам, оповещая других посетителей о его присутствии.
«Вибрация от удара в гонг распространяется и наполняет пространство энергией. Это очень похоже на каплю воды, которую мы видели ранее. Капля – это метроном, а здесь человек сам определяет момент, когда раздастся звук. У каждого гонга, как и у каждого человека, свое звучание, потому что все мы неповторимы», – говорит художник.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Троице-Лыково в Строгино