Детская художественная школа имени В.А. Ватагина похожа на сказочный дом: аккуратная кирпичная кладка, фигурные окна и узорчатое архитектурное оформление. Красное здание выглядит совсем как новое, хотя ему больше 100 лет. Директор школы искусств Анастасия Левчук отмечает, что это бывший купеческий дом 1900 года постройки.
Московские учреждения дополнительного образования вернулись к очному режиму работы всего неделю назад, а в стенах дореволюционной постройки уже кипит жизнь. Дети бегают по коридорам, болтают в раздевалке и, конечно, с удовольствием занимаются в классах.
Анастасия Левчук в коллективе школы с 2000 года. Она прошла профессиональный путь от преподавателя истории искусств до завуча, исполняющего обязанности директора и, наконец, директора школы. Анастасия отмечает, что одна из главных особенностей художественной школы — это отличная команда педагогов.
«Большинство преподавателей учились именно в нашей школе, для них это родной дом. Ученики чувствуют особенное отношение и атмосферу, поэтому их трудно оторвать от занятий. Детям сегодня не хватает общения, не только со сверстниками, но и с педагогами, причем не с позиции преподавателя, а с позиции друга, просто взрослого. В том числе поэтому мы очень ждали выхода с удаленки», — подчеркивает директор.
Школа имени В.А. Ватагина принимает ребят в возрасте от 11 до 18 лет и предлагает разнообразные программы и факультативы («Живопись», «Рисунок, живопись, композиция», «Скульптура», «История искусств», «Компьютерная графика», «Фотография», «Линогравюра» (гравировка на линолеуме), «Монументально-декоративная композиция»). В планах запустить факультатив «Анатомические наброски» и заново обучать гончарному делу, когда можно будет подключить необходимое оборудование.
Главная задача — раскрыть ребенка, подтолкнуть к свободному самовыражению. Яркий пример — издания, созданные в качестве дипломного проекта. Ребята нарисовали иллюстрации к цитатам М.А. Булгакова, оформили древнюю вьетнамскую легенду и сделали брошюру со стихами В.В. Маяковского, которая раскладывалась вертикально (под стать фирменному стилю поэта).
Выпускники школы искусств успешно поступают в такие известные вузы, как ВГИК, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, Школа-студия МХАТ. Кроме того, школа дружит и сотрудничает со многими колледжами.
Возвращение к очному обучению — это не только радость для учеников и преподавателей, но и обязанности. Директор школы отмечает, что в учреждении соблюдают все нормы санитарной безопасности для профилактики распространения COVID-19. В свободном доступе есть санитайзеры, проводится регулярная обработка помещений, всем посетителям измеряют температуру. В классах установили бактерицидные рециркуляторы для обеззараживания воздуха.
Учителя признаются: они с нетерпением ждали возвращения к обычному режиму занятий. Анна Гельман преподает скульптуру, а со школой имени В.А. Ватагина познакомилась еще в 1997 году, когда была ее ученицей. По ее словам, даже находясь дома, дети получали текстовые задания с изображениями и пояснениями, фотографировали творческий процесс и получали обратную связь. Однако были и сложности.
«Лично можно объяснять всему классу, и ребята приступят к работе. После к каждому можно подойти, поправить. Где-то ты буквально в двух местах нажмешь рукой, и станет понятно, что требуется, однако в текстовой форме не всегда так легко выразить требуемое. Особенно на расстоянии, особенно с детьми, которые не успели долго проучиться и даже на уровне простых терминов пока тебя не понимают. Не хватало личного контакта. Когда получаешь фотографию от ребенка, ты не знаешь, в каком он настроениив этот момент и в какой форме лучше ему объяснить, где ошибка», — отмечает преподаватель.
В этом с Анной согласна одна из основательниц школы, преподаватель рисунка, живописи и композиции Ирина Янова. По ее словам, детям не всегда очевидно, с какой интонацией пишет учитель: «Сколько смайликов ни поставишь, ребенок может не понять, что ты хочешь донести».
Тем не менее удаленное обучение не повлияло на результаты ребят. На дистанционке они писали натюрморты, а последним заданием стало изображение елочных игрушек. Оно ученикам особенно понравилось. «Все справились с заданием. Каждый день были на связи с утра и до вечера, иногда и в три часа ночи работы присылали», — смеется Ирина.
Учитель композиции Сергей Лозница рассказывает, что преподает в школе искусств «недолго» — всего 12 лет. Возвращения к очному обучению он ждал с нетерпением.
«Детям сложно себя организовать, тем более когда вокруг такое количество разной информации. Очень важно объяснять лично, что получается и что не получается, и в отличие от русского языка и математики здесь не возбраняется подсматривать. Кто-то находит какие-то приемы, и их можно перенимать», — отмечает Сергей.
Преподаватель живописи, рисунка и композиции Юрий Воронцов — один из старожилов, в школе он с 1986 года. Он уверен, что возвращение к обычному режиму работы поможет восполнить нехватку живого общения.
«Мы общались по интернету. Ученики присылали работы, и я смотрел на фотографию и указывал на ошибки. Но фотоаппарат никогда не передаст правды, искажение будет наверняка и в цвете, и в рисунке, и в тоне. А когда ты видишь работу вживую, тут же можно показать и исправить ошибки», — считает Юрий.
Ребята тоже рады вернуться в школьные классы. Несмотря на то, что многие из них отмечали плюсы дистанционки, абсолютно все сошлись на необходимости очных занятий.
11-летний Иван Борисов занимается скульптурой. На уроке он делает Снежную королеву и серьезно рассуждает о том, что удаленное обучение давало больше свободного времени. Тем не менее живое общение заменить невозможно. Иван отмечает, что в классе проще понять педагога. «Тут намного спокойнее, а общая атмосфера располагает к обучению», — рассказывает мальчик.
Сергей Строев из семьи потомственных художников. Ему 14 лет, в будущем он планирует заниматься живописью. Он ходит в школу имени В.А. Ватагина уже третий год, а до этого занимался рисованием еще четыре года. Сергей считает, что свободное время на дистанционном обучении — это не преимущество, а недостаток. Из-за него сложно организовать себя и совсем не хочется работать. «В классе чувствуешь поддержку, руководство учителя, и становится легче», — резюмирует подросток.
После дистанционного обучения дети вернулись в обновленное здание. Дом, в котором расположилась художественная школа, полностью отремонтировали в рамках программы «Искусство — детям». До этого школу не ремонтировали еще со времен СССР.
Теперь внешний вид дореволюционного купеческого дома сочетается с современной внутренней отделкой и электронными замками на дверях. Все учителя особенно довольны переделанной вентиляцией, новой мебелью и освещением. Это важно не только для здоровья учеников, но и для создания живописи, скульптуры.
Директор Анастасия Левчук говорит, что во время капитального ремонта удалось сохранить исторический облик здания.
«Поменяли все — от крыши до подвала. Пол, отделка, покрытия — все абсолютно новое. Снаружи реставрировали фасад, расчищали и убирали старую краску, красили по новой, но фактуру сохранили, заменили наличники и старые окна. Но с нами остались оригинальные перила и главная гордость — уникальный витраж», — отмечает директор.
Анастасия подчеркивает, что свое лицо школа не потеряла. И вовсе не потому, что здание сохранило исторический облик, а потому что главное лицо учреждения — это его коллектив.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Кубок «Москва – на волне»