Под конец сезона театр «Школа драматического искусства» представил премьеру спектакля «Ученые женщины» по пьесе Мольера. За одно из самых известных произведений французского драматурга взялся главный режиссер театра педагог заслуженный артист России Игорь Яцко. В «Ученых женщинах» сыграли исключительно молодые артисты — недавние выпускники его курса в институте культуры и искусства при Московском городском педагогическом университете. Режиссер и их вчерашний педагог уверен: на пьесах Мольера нужно учиться искусству высокой комедии.
Одна из последних комедий Мольера (настоящее имя — Жан-Батист Поклен) появилась в 1672 году. К тому времени имя автора уже гремело по всей стране: он написал такие пьесы, как «Смешные жеманницы», «Школа мужей», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Мизантроп», «Тартюф, или Обманщик». В «Ученых женщинах» драматург обратился к парижанкам, чрезмерно увлеченным философскими идеями и ставящим ученость превыше семьи.
Пьесу Мольер создавал неторопливо, штрих за штрихом, в течение нескольких лет, безжалостно критикуя типичную французскую буржуазную семью своего времени. Кризаль, глава семьи, в которой разворачивается действие комедии, — это не почтенный патриарх, которого уважают домочадцы, а добродушный подкаблучник, с удовольствием вспоминающий холостую юность и откровенно побаивающийся своей жены.
Та, в свою очередь, не кроткая хранительница домашнего очага, а настоящий тиран. Филаминта увлечена не хозяйством, а философией и поэзией. Ее прогрессивные взгляды разделяют старшая дочь Арманда и золовка Белиза. Когда выясняется, что младшая дочь Генриетта хочет выйти замуж за юного Клитандра и прожить жизнь обычной женщины, все трое дают ей решительный отпор. Арманда досадует, что когда-то отвергла ухаживания Клитандра, а ее тетка полагает, что юноша на самом деле любит ее. Впрочем, старая дева Белиза уверена, что мужчины страдают от страсти к ней, а их браки — всего лишь прикрытие.
В мужья Генриетте старшие родственницы выбирают другого — напыщенного поэта Триссотена, который с важным видом читает свои сочинения сомнительного достоинства, частично списанные у античных авторов. Сцена декламации Триссотена — одна из самых смешных в пьесе, однако французская публика времен Мольера начинала смеяться еще до нее, лишь услышав его имя. Образованное от приставки tris- («трижды») и прилагательного sot («неразумный»), оно буквально означает «трижды дурачок». Кстати, имя этого героя стало нарицательным — так во Франции и в наше время называют пафосных глупцов.
Впервые комедию поставили 11 марта 1672 года в парижском театре Пале-Рояль. Артисты Мольера — драматург имел свою собственную труппу — часто давали там представления. На той же сцене прошли премьеры «Школы жен», «Дона Жуана», «Тартюфа», «Мнимого больного» и других пьес.
Во Франции конца XVII века женское образование было актуальной темой — знатные женщины и девушки все чаще выражали желание учиться, получать профессию, а не ограничиваться семейной жизнью. Через 14 лет после премьеры «Ученых женщин» — все это время идея образования для женщин крепла и зрела в обществе — супруга Людовика XIV маркиза де Ментенон создала первую в Европе светскую женскую школу. Маркизе были близки мысли священнослужителя, писателя, педагога Франсуа Фенелона, изложенные в сочинении «О воспитании девиц» (De l’Education des filles). Фенелон спорил с утверждением, что женщине достаточно знать лишь церковные законы, выступал за всестороннее женское образование: умение читать, считать, знание истории и основ судопроизводства. Вдобавок к этому маркиза де Ментенон позволяла подопечным писать и ставить пьесы.
«“Ученые женщины” Мольера — изысканно написанная и переведенная пьеса, очень остроумная, оригинальная. И в некотором смысле современная. Сегодня женщины всесторонне образованны, они продолжают иметь все больший и больший вес в современном обществе, а тогда, во времена Мольера, это только начиналось», — говорит режиссер Игорь Яцко.
Работа над пьесой началась еще во время учебы актеров на четвертом курсе института. Перед началом репетиций ее долго разбирали, обсуждая сюжет, мотивации персонажей, особенности их времени, юмор Мольера. Однако черпали вдохновение артисты не только в «Ученых женщинах».
«Я вдохновлялась образом сладострастной королевы Марго из пьесы “Нельская башня” Александра Дюма, а также “Замыслами” Оскара Уайльда. В этом сборнике есть диалог “Упадок лжи”. Вот цитата из него: “Ложь, передача красивых небылиц — вот подлинная цель искусства”. Этот диалог нам предложил прочитать Игорь Владимирович для понимания и раскрытия нашего материала. И конкретно мне — для раскрытия моей героини, которая живет небылицами, заменяет правду ложью, но не для какой-то цели, а для эстетики», — рассказала Анастасия Фурсова (Белиза).
После того как ребята окончили вуз, работа переместилась в актерскую лабораторию Игоря Яцко в «Школе драматического искусства». Для режиссера было важно довести начатое до конца и представить публике именно этот спектакль.
«На пьесах Мольера надо учиться искусству высокой комедии, — считает режиссер. — Его произведения требуют особенных качеств от актеров. Они должны понимать, что такое юмор, уметь шутить, быть ироничными, самоироничными и доносить это до зрителя. А еще должны понимать, что главный герой у Мольера — смех. Это такое качество, которое невозможно насильственно насадить, его можно только раскрыть в самом себе».
Игорь Яцко подчеркивает: характеры, внутренний мир героев можно передать с помощью почти несуразного внешнего вида. Вызывающе яркий грим — обязательный атрибут всех персонажей его постановки. Черным подведены глаза даже у исполнителей мужских ролей — Романа Клепченко (Кризаль), Максима Бойко (Триссотен) и других. Актрисы же получили накрученные локоны, донельзя пышные короткие юбки, яркие румяна, мушки и щедрые россыпи блесток на щеках — стиль героинь продиктован макияжем французских модниц XVII века и современными тенденциями.
«С этими огромными накладными ресницами не так легко. Чтобы хорошо видеть, нужно очень широко открывать глаза, — смеется Галина Селякова. — Но когда начинается спектакль, я забываю про них. Тем не менее такие распахнутые глаза хорошо подходят моей Генриетте — наивной, милой, смешной девочке, которая очень хочет любить».
Игорь Яцко и художник Кирилл Федоров не стали перегружать зал декорациями: пара стульев, пианино, канделябры, видеопроекция — этого достаточно, чтобы воображение переносило зрителей в шикарные комнаты богатого дома. В качестве музыкального оформления использованы произведения Вольфганга Амадея Моцарта, которые идеально передают атмосферу спектакля.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России