Скульптурным композициям на двух домах по Ленинскому проспекту присвоили статус объектов культурного наследия регионального значения. Соответствующий приказ выпустило Мосгорнаследие.
Под охраной государства теперь находится фасадная скульптура из 16 фигур на галерее 14-этажной башни дома 30, а также восемь фигур на галерее 13-этажной башни дома 37. Обе композиции были изготовлены из железобетона в мастерской Александра Громова в середине прошлого века.
«Дома 30 и 37 играют важнейшую роль в формировании облика Ленинского проспекта. Это своеобразные парадные ворота, от внешнего состояния которых зависит общее восприятие ансамбля площади Гагарина. Изюминкой зданий, безусловно, являются скульптурные композиции на их башнях. Летом прошлого года были проведены противоаварийные работы на фигурах и балюстраде дома 30, а осенью очередь дошла до дома 37. Предположительно, работы по обеим композициям будут закончены в следующем году», — отметил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Мужские и женские фигуры на доме 37 символизируют мирный труд советских людей после войны. Здесь расположены парные скульптуры рабочего и колхозницы, шахтера и женщины-инженера. В настоящее время они находятся в аварийном состоянии.
Чтобы избежать обрушения до начала реставрационного сезона, в ноябре прошлого года их аккуратно обернули стальной сеткой. Обтянули сеткой и уникальный ажурный бетонный парапет, который также ожидает реставрация.
«Действовать пришлось оперативно: расслоившийся за долгие годы бетон при скачках температуры через ноль градусов, которые характерны для ноября, грозил обвалиться на головы прохожих. Реставраторы специально разработали методику заключения каждой фигуры в своеобразный кокон из оцинкованной стальной сетки», — рассказал Алексей Емельянов.
Скульптуры на доме 30 устанавливали на галерею не одномоментно. Сначала достроили и украсили лепным декором башню. Далее поставили обелиски среднего яруса и разместили постаменты для 16 парных фигур. Позже установили четыре фигуры воинов и девушек. Все они выглядят мужественно и одеты в военную форму. На юношах — каски, высокие сапоги и штаны-галифе, а в руках они держат автоматы. Девушки — в гимнастерках, перехваченных армейским ремнем, в высоких сапогах и юбках по колено.
На верхнем ярусе открывается другая картина. Здесь расположены шесть девушек в легких летних платьях, с развевающимися на ветру волосами и шесть солдат с заломленными набок пилотками, причем их автоматы стоят уже рядом, в ногах.
Дом 30, расположенный на углу Ленинского проспекта и площади Гагарина, представляет собой комплекс из двух восьмиэтажных симметричных построек с полукруглым центральным ризалитом и башнями-доминантами. Авторами проекта стали архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин.
Дом 37, расположенный на углу Ленинского проспекта и площади Гагарина, представляет собой комплекс из трех зданий с угловой башней. Архитектура здания выполнена в стиле сталинского ампира: фасады украшены элементами ордерной системы, декоративными барельефами с советской символикой, монументальной скульптурой.
По генеральному плану развития Москвы 1935 года предполагалось значительное расширение Большой Калужской улицы и ее застройка новыми восьмиэтажными домами. Проект нового квартала был подготовлен в Ленинграде, однако его осуществлению помешала война. В 1939–1941 годах успели построить дом 30 и лишь часть дома 37.
Работы возобновились в 1946 году для нового заказчика — завода «Красный пролетарий». После войны проектом зданий занималась мастерская академика архитектуры Ивана Жолтовского, под руководством которого Аркадий Аркин выполнял корректировку проекта зданий.
Строительство дома 37 завершилось в 1950 году, сдали его в 1953 году. Здание передали Совету Министров СССР и частично заселили сотрудниками этого ведомства. Здесь были созданы все условия для комфортной жизни советской номенклатуры: собственный детский сад, прачечная, клуб, парикмахерская и библиотека.