Перчатки, тонкие иглы, скальпель, шило, нитки — на первый взгляд может показаться, что речь идет о медицинской операционной. Однако с таким же набором инструментов имеют дело и реставраторы книг. Их работа, несомненно, похожа на хирургическую — столь же сложная и кропотливая, требующая точности, аккуратности, деликатности и вдумчивости.
В Центральной универсальной научной библиотеке имени Н.А. Некрасова рассказали, как ее сотрудники помогают книгам с теми или иными повреждениями. Здесь работают как с хрупкими изданиями XVIII века, так и с новинками. После восстановления книги возвращаются на полки библиотеки: издания из общего фонда можно взять домой, с книгами из редкого фонда — поработать в читальном зале. Подробнее — в материале mos.ru.
Прежде чем приступить к работе, реставратор определяет степень сохранности экземпляра и виды повреждений. У книги могут быть, например, сильно загрязнены или вырваны страницы, утрачены части листов, испорчен переплет. Работа с изданием из редкого фонда начинается с фотофиксации и описания состояния сохранности. Затем очередь диагностики — исследования повреждений. На основе результатов составляют программу реставрации, где определяется, что необходимо для восстановления экземпляра.
«При определении степени вмешательства в структуру книги важно соблюдать главное правило реставратора — “не навреди”. Все реставрационные процессы должны быть тщательно выверены и обратимы», — рассказала Евгения Мымрина.
Как правило, после обеспыливания необходим демонтаж. Сначала отделяют переплетную крышку, а затем разбирают единый книжный блок на отдельные фрагменты — так называемые тетради. При создании книги тетради формируют из листов, сложенных и соединенных в определенной последовательности. Это достаточно тонкая работа: нитки, благодаря которым тетради держатся вместе, надо разрезать и очень аккуратно снять.
«Прежде чем разобрать книгу, мы делаем схему крепления переплетных крышек и авторского шитья. Впоследствии по ней мы можем сшить уже отреставрированные листы, точно воспроизведя технику авторского шитья — так, как это было при создании книги. Бывают разные виды шитья: на тесьмах, одинарных или двойных шнурах и так далее. Очень важно сначала изучить технологию, а потом по ней уже собрать все обратно», — подчеркнула Евгения Мымрина.
Если бумага книжных листов со временем сильно пожелтела, на страницах есть загрязнения, то каждый лист промывают в фильтрованной или дистиллированной воде —при этой процедуре важно соблюдать температурный режим. Вода должна быть комнатной температуры — слишком горячая или чересчур холодная может навредить бумаге. Поместив лист в небольшую ванночку, кювету, реставратор с помощью специальной кисти промокает его, чтобы он напитывался влагой равномерно. Если же на листе есть что-то, представляющее особую ценность, например пометки от руки автора, на эти чернила наносят специальный закрепляющий раствор
После промывки листы отправляют на сушку. Их вынимают из ванны, помещают на специальный сушильный стеллаж с фильтровальной бумагой и оставляют до полного высыхания.
«В реставрации все индивидуально. Каждый экземпляр требует особого подхода. Существуют определенные методики, принципы и этика реставрации. Но очень много зависит от опыта, знаний и чутья специалиста. Единый точный рецепт проведения тех или иных процедур, рекомендации по их продолжительности сформулировать довольно сложно. Каждый раз реставратор руководствуется спецификой экземпляра, состава его основы и степенью разрушения», — рассказала Евгения Мымрина.
Если промывать страницы не нужно, их обеспыливают. Именно пылевые загрязнения — потенциальный источник образования биологических повреждений, поэтому очень важно проводить гигиеническую обработку изданий и в домашних собраниях. Пыль не должна оседать на обрезах книг. Дома протирать издания можно ватными тампонами, одноразовыми сухими салфетками. Реставраторам в этом помогает специальный пылесос с HEPA-фильтром и возможностью регулировки силы всасывания.
После просушивания каждый поврежденный лист подклеивается. Разрывы совмещают по волокну и текстовым строкам или линиям изображения, а затем укрепляют тончайшей, как паутинка, реставрационной бумагой. Утраченные, оборванные фрагменты листов восполняются разными способами.
Традиционный — с помощью «заплатки» из идентичной бумаги методом встык или внахлест. Но сейчас все большей популярностью пользуется метод долива бумажной массы. При этом главная задача состоит в том, чтобы к каждой странице правильно подобрать цвет реставрационной бумаги.
«Бумага для восполнения утрат должна быть на тон светлее, чтобы было видно, где оригинальная основа, а где нет. При этом реставратор учитывает не только цвет, но и качество, толщину, фактуру», — отметила Евгения Мымрина.
Для восполнения утрат методом долива подобранную бумагу рвут на мелкие кусочки, замачивают в воде, а затем измельчают в блендере — получается “бумажный коктейль”. Лист, который нужно реанимировать, увлажняют из пульверизатора и распрямляют на световом столе. Получившуюся в блендере массу аккуратно (иногда с помощью обычной пипетки) помещают на то место листа, где нужна «операция». После этого мастер при помощи нетканого материала отбирает проступившую излишнюю влагу, а бумажные волокна остаются на месте утраты. После подклейки листы помещают в пресс между сукнами.
Следующий этап — обрезание реставрационных кромок по формату листов. Дальше их будут фальцевать, то есть складывать и обратно комплектовать в тетради, а затем — снова собирать в единый книжный блок.
Скомплектованный книжный блок сшивают вручную. Каждая тетрадь прошивается по отдельности в соответствии со схемой. Мастер должен следить за тем, чтобы нить была достаточно натянута, но при этом не перетянута. Если она будет сильно стягивать страницы, произойдет деформация.
Для обработки корешка сшитого книжного блока его помещают в специальные переплетные тиски. Затем монтируют укрепленные переплетные крышки, проводят крытье переплетным материалом и вклеивают форзацы.
«При работе с редкой книгой мы максимально сохраняем оригинальный материал. Такая реставрация может занимать и месяц, и два — зависит от состава материала. Уникальные книги требуют особого подхода», — отметила Евгения Мымрина.
Сказать, сколько в среднем времени уходит на починку одной книги, сложно — все зависит от ее индивидуального «анамнеза». Если, например, речь идет о так называемом массовом издании из общего фонда, работа займет около двух дней. Если книга из редкого фонда, то, как правило, времени требуется больше.
Поврежденные издания из общего фонда также поступают в сектор консервации и реставрации. Переплетчики изготавливают для книги новую переплетную крышку, обтянутую коленкором (хлопчатобумажный материал с покрытием), а уже на нее монтируют родную» обложку. Если она утрачена, можно найти аналог и отпечатать цифровым способом. А если нужно, делают и новые форзацы.
В месяц в библиотеке имени Н.А. Некрасова помогают примерно 100 книгам из общего фонда, из редкого — всего нескольким, ведь это работа гораздо более кропотливая. На сегодняшний день в редкий фонд входят, в частности, книжные памятники — издания, вышедшие до 1830 года включительно.
Для бережного хранения подобные книжные памятники, в том числе поврежденные, помещают в специальный защитный чехол из бескислотного картона — там они ждут очереди на реставрацию. Это коробочки, представляющие собой микроклиматические контейнеры, — их изготавливают тут же под размер конкретной книги. Среди «ожидающих» сейчас — издание 1772 года об архитектуре на немецком языке. Старинный переплет поврежден и требует укрепления. Перед тем как поместить книгу в чехол, ее необходимо обеспылить. Такого рода мероприятия называют превентивными мерами, они нужны, чтобы стабилизировать издания и предупредить их возможное дальнейшее разрушение.
Кроме книг, в Некрасовке восстанавливают карты, плакаты и документы. А еще на реставрацию можно принести издание из домашней библиотеки. Реставраторы оценят степень сохранности экземпляра и расскажут, каким образом его можно спасти.
«Сезонное чтение»: как библиотека имени Н.А. Некрасова поощряет интерес к книгам
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024