Шедевр модерна на Поварской: как менялся особняк Миндовского

7 ноября 2021
Архитектура Москвы

Сегодня Поварская улица соединяет Новый Арбат и Садовое кольцо. А когда-то здесь проходила Волоцкая торговая дорога на Великий Новгород. В 1570 году по ней из новгородского похода возвращался Иван Грозный с опричным войском. После разделения страны на земщину и опричнину эта местность вошла в состав последней — здесь селились приближенные к царю люди.

Свое наименование улица получила позднее — в честь слободы, в которой проживали царские повара. Уже к XVIII веку название «Поварская» прочно закрепилось в списке официальных топонимов города. К этому времени сюда стала переезжать московская знать. В литературных салонах на Поварской бывали известные публицисты и общественные деятели, поэты и писатели. Практически каждый дом на этой улице является шедевром архитектуры с историей. Но даже среди них особенно выделяется особняк под номером 44, считающийся одним из красивейших сооружений столицы в стиле модерн.

Особняк был построен знаменитым архитектором Львом Кекушевым. Среди всех произведений мастера это строение занимает особое место благодаря разнообразию элементов его внешнего и внутреннего убранства.

История здания началась в 1903 году, когда Московское торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка выкупило старую дворянскую усадьбу тайного советника Данилы Волчкова, которая располагалась вдоль Поварской улицы. Все здания усадьбы были снесены, а на освободившихся участках по проектам Кекушева с 1903 по 1904 год выстроили два особняка для продажи, один из которых позднее приобрел купец Иван Миндовский.

В этом здании собраны все черты изысканного стиля модерн: сложная композиция и выразительный скульптурный декор. На фасаде вдоль Поварской есть большое окно с балконом, увитым цветами и листьями мака. Над окном — полукруглое панно с фигурками детей, занятых различными видами искусств. По бокам фасада со стороны Скарятинского переулка расположены два эркера, которые венчают женские головки Лорелеи — речной нимфы из германских народных легенд.

К северному фасаду ведут ворота со створками в виде крыльев бабочек. На столбах ворот — светильники в форме жуков-светлячков. Кроме того, на задний двор выходит витражное окно со стилизованным рыцарским гербом. А парадная лестница в доме украшена бронзовыми масками львов — это фирменный творческий знак Льва Кекушева.

Внутренние помещения были оформлены в разных стилях, чтобы удовлетворить вкус будущего покупателя. Камин облицован ониксом, а двери — карельской березой. Во время последней реставрации открыли зашитый в стену трехметровый витраж, на котором изображены жар-птица и древнегреческий бог животного мира Пан.

В 1909 году здание покупает один из владельцев товарищества на паях Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий потомственный купец Иван Миндовский. После его смерти, в 1912 году, дом перешел по наследству к детям, однако уже через пять лет был национализирован. В особняке разместили госпиталь, а позднее — рабочий клуб. С 1924 года и вплоть до 1970-х здесь работала шведская дипломатическая миссия. А с 1972 года и по сей день в здании находится посольство Новой Зеландии.

Научная реставрация старинного особняка

За свою более чем столетнюю историю особняк И.А. Миндовского не так часто менял функциональное назначение. Тем не менее Великая Отечественная война и отсутствие серьезной реставрации изменили облик строения. Частично был утрачен декор, витражи, росписи, скульптурные элементы.

Ремонтные работы, проведенные в 1999 году, являлись косметическими и касались лишь фасадов с оградой. Руководил ими реставратор первой категории заслуженный архитектор России Борис Могинов. Именно он в 2017 году возглавил проект научной реставрации особняка, которая заняла около двух лет. В итоге удалось восстановить оригинальную планировку, утраченные элементы интерьеров и фасадов, потолочную лепнину, выполненную для каждого зала в разных стилях, монументальную живопись и витражи.

«В парадном зале мы отреставрировали потолочный плафон с барельефом, витраж, колонны из искусственного мрамора с капителями, столярные заполнения оконных проемов, а также облицовку стен из керамической плитки в зимнем саду. Кроме того, удалось восстановить и основные несущие элементы парадной лестницы, лепные барельефы орлов в холле первого этажа, оконный витраж на площадке между этажами, балконные двери второго этажа северного фасада, уникальный радиатор 1903 года на площадке первого этажа хозяйственной лестницы и исторические осветительные приборы — люстры, бра, светильники и подсвечники-жирандоли — в тамбуре главного входа», — рассказывает Борис Могинов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

А на южный фасад вернули воссозданную фигуру музы живописи, которая была утрачена в 1917 году.

Во время работ специалисты совершили ряд интересных открытий. К примеру, на северном фасаде над парадным входом когда-то располагался балкон, который позднее просто срезали, а стену заштукатурили. Реставраторы сделали зондажи и обнаружили хвосты металлических балок балкона, в результате чего его удалось воссоздать.

В 2019 году особняк Миндовского стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события

«Подвиг народа» в Музее Победы

1 января 202431 декабря 2024

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies