Шедевр Мельникова на Плющихе: как проходит реставрация клуба завода «Каучук»

7 марта 2023
Культура

Каждая эпоха дарит Москве запоминающийся архитектурный стиль. На смену московскому барокко пришел классицизм, затем — эклектика Александра Каминского, позднее — модерн Федора Шехтеля и Льва Кекушева.

Раннесоветский период подарил столице конструктивизм. Его главная особенность — правильные геометрические формы, очищенные от декоративных элементов эклектичного прошлого. Чуть ли не каждое здание, выстроенное в этом стиле в Москве, стало архитектурным шедевром и получило статус объекта культурного наследия.

Дома культуры, административные и жилые здания, промышленные сооружения и целые поселки — конструктивистские строения постепенно реставрируют и интегрируют в жизнь мегаполиса практически в том виде, в котором их создавали почти столетие назад.

Уже отреставрированы такие знаковые сооружения, как хлебозавод № 5, здание газеты «Известия», дом-коммуна, здание Министерства путей сообщения, Даниловский универмаг, Центросоюз. А проект восстановления Дома Наркомфина был отмечен премией Правительства Москвы «Московская реставрация» в 2020 году.

Кинотеатр, речной вокзал и шедевр конструктивизма: что отреставрировали в 2020-м13 знаковых объектов: лауреаты конкурса «Московская реставрация — 2020»

Заводской клуб по проекту Константина Мельникова

Еще один ярчайший образец столичного конструктивизма — здание клуба завода «Каучук» на Плющихе, где ведется комплексная работа по сохранению памятника архитектуры.

Полукруглое здание клуба построили в 1927–1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова. Главный вход выдвинут на передний план в виде отдельно стоящего одноэтажного вестибюля. На его плоской крыше архитектор сделал трибуну для выступлений, которую использовали во время праздничных демонстраций и митингов. Вдоль наружной стены над третьим этажом был устроен балкон-терраса для отдыха посетителей. Обязательная часть заводского клуба того времени — спортивный зал. Он находится сбоку, а его 13-метровый пролет перекрыт стальными рамными конструкциями без промежуточных опор.

Первый крупный ремонт клуба состоялся в начале 1950-х. Основные помещения оформили в стиле сталинского ампира, появились лепные украшения и росписи на стенах. Осветительные приборы заменили, а зрительный зал переоборудовали для кинопоказов.

«В этом облике зал можно увидеть в фильме Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля”. Сюжетные сцены с репетицией и игрой самодеятельного театра снимали именно в клубе завода “Каучук”», — рассказывает Ирина Сивцева, главный архитектор проекта реставрации здания.

В 2000-х годах здесь размещался ночной клуб, что сильно отразилось на облике помещений. Ветшала облицовка, разрушалась кирпичная кладка, цокольный и подвальный этажи намокали из-за постоянных протечек инженерных коммуникаций. Тем не менее исторический объем постройки сохранился хорошо, как и некоторые оригинальные конструкции, в том числе металлическая винтовая лестница на сцене.

Каким будет «Каучук» после реставрации

Работы в клубе завода «Каучук» начались в 2022 году. Под поздними обшивками в потолке зрительного зала специалисты обнаружили проем светового зенитного фонаря, несколько первоначальных оконных и дверных рам с подлинной фурнитурой, а также дощатые полы в фойе и зрительном зале.

«Эти и другие находки позволят отреставрировать и вернуть здание городу в том виде, в котором оно было построено. Кроме того, на фасадах удалось обнаружить фрагменты декоративной каменной штукатурки, которые мы используем для воссоздания фактуры и цвета исторической отделки», — рассказывает Ирина Сивцева.

Ядром планировочной композиции клуба станет зрительный зал с партером и двумя ярусами балконов с 417 креслами. Перед входами в зал на всех этажах будет свободное пространство, а на втором этаже специалисты воссоздадут историческую планировку фойе с остекленными дверями. В бывшем клубном спортзале планируется устроить репетиционную студию.

По словам Ирины Сивцевой, основная сложность предстоящей работы заключается в приспособлении здания заводского клуба к использованию в качестве театральной площадки с учетом современных строительных и противопожарных норм.

«Необходимо на ограниченной площади разместить коммуникации и оборудование, продумать эвакуацию зрителей и персонала в случае чрезвычайной ситуации. Для этого нам пришлось отсечь огнестойкими дверями ранее открытые объемы межэтажных лестниц. Все трассы инженерных коммуникаций в зрительских помещениях и в зале будут скрыты в пристенных коробах и за подвесными потолками», — отметила она.

Уже скоро специалисты отреставрируют световой фонарь в зрительном зале, который будет освещать пространство солнечным светом днем, а в темное время суток — искусственным. Кроме того, в зале будет воссоздана металлическая винтовая лестница. Она соединит партер и два уровня балконов.

«Мы отреставрируем металлические ограждения, бетонные ступени, керамическую плитку площадок межэтажных лестниц. Штукатурную отделку фасадов, внутренние и наружные двери, окна и потолочные накладные светильники воссоздадим в изначальном виде», — говорит Ирина Сивцева.

По итогам работ в Москве будет возрожден еще один образец авангардной архитектуры Константина Мельникова.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies