Рыболов, Бегемот и Вася. Знакомимся с котами с картин художников-наивов

1 марта 2022
Культура

Кошки всегда вдохновляли живописцев — пушистых героев можно найти, например, на картинах Франсиско Гойи, Фриды Кало, Эдуарда Мане. А в конце XIX века австрийский художник Карл Калер создал огромное полотно, изображающее 42 кошек, котов и котят. Картина, написанная по заказу американской миллионерши Кейт Бердселл Джонсон, известна под шуточным названием, которое, предположительно, дал ей муж заказчицы, — «Любовники моей жены». 

Особую любовь кошки снискали у художников-наивов. Об усатых и полосатых, которые смотрят с картин из коллекции Музея русского лубка и наивного искусства, рассказывает руководитель выставочного отдела Мария Артамонова. 

Кто такие художники-наивы

На рубеже XIX–XX веков у многих европейских художников появился интерес к артефактам первобытной культуры. В ритуальных африканских масках они видели лаконичность и выразительность, а наскальная живопись вдохновляла их больше академической. В то же время возник интерес и к наивному искусству. Этот термин пришел из французской художественной критики. Ярким представителем течения был живописец без художественного образования Анри Руссо. 

Отличительной особенностью наивного искусства стало несоблюдение художниками-самоучками законов академической живописи. На их картинах нарушена перспектива, детали на переднем и заднем плане прописаны одинаково, контуры обычно резкие. Иногда работы художников-наивов сравнивают с детскими рисунками. Однако наивное искусство отличается оригинальностью художественного высказывания и языка исполнения.

В России этот стиль возродился в конце 1970-х, а пик его расцвета пришелся на 1990-е годы. В 1998 году в Москве открылся Музей наивного искусства — его основателем стал Владимир Грозин. Вместе с командой единомышленников он формировал коллекцию, связывался с художниками. Многие работы авторы присылали в дар. В 2015 году музей объединился с Московским музеем народной графики — так появился Музей русского лубка и наивного искусства.

Кошка — друг человека 

Многие работы наивных художников посвящены кошкам. Наивы часто пишут картины на бытовые темы, а сюжеты им подсказывает сама жизнь. Если у художника есть пушистый друг, то он обязательно будет запечатлен на холсте. 

Художник Анатолий Соловьев, бывший слесарь и электрик, занимается живописью с 1968 года. Сюжет его картины «Кот Вася» знаком, пожалуй, каждому: котик свернулся калачиком на подоконнике рядом с цветочными горшками. Черепаховый окрас Васи почти сливается с закатными розовыми облаками за окном. Частые мазки положены с тщательностью. Мария Артамонова говорит, что художник так же много и подробно рассказывает про свои работы, «как будто словами вырисовывает». По ее мнению, часто стиль мышления авторов отражается на их манере писать картины. У одних художников крупные спокойные мазки, у других — витиеватые орнаменты и обилие деталей.

Бывает, художники делают автопортреты со своими пушистыми питомцами. Владимир Зороастров запечатлел себя на картине «Друг мой» вместе с котом. К животному он испытывает сильную привязанность — это видно по тому, как он склоняет к коту голову. Да и кот сидит у него на коленях не совсем по-кошачьи — скорее, как ребенок. Картина исполнена в спокойных синих, охровых и серых тонах. Интересна техника нанесения темперы на холст — длинными узенькими линиями при помощи старой кисти без ворса. Мазки положены отдельно, как в работах импрессионистов. Именно с копирования их картин Владимир Зороастров начинал свои занятия живописью.

В. Зороаcтров. Друг мой. 2006 год

Изобразил себя с котом и Владимир Мизинов. Однако его картина «Одиночество» по настроению совсем другая — в ней нет ощущения уюта и тихого единения. Крупная фигура автора как будто зажата рамками пейзажа, поза понурая, выражение лица отстраненное. Герой одной рукой крепко прижимает к себе кота, как будто он его единственный друг на всем свете. Это настроение тоже пришло из жизни. Художник рано пережил трагедию — в 32 года он получил серьезную производственную травму и вышел на пенсию по инвалидности. Побороть горе ему помогли занятия живописью и, конечно, четвероногий друг. Картины Владимира Мизинова хранятся в музеях России и частных собраниях за рубежом.

В. Мизинов. Одиночество. 1994 год

Сказочные коты

Не только настоящие питомцы, но и выдуманные коты становятся героями картин наивных художников. Кажется, что кот-рыболов с одноименной картины бывшей учительницы пения Элеоноры Бобровой пришел из русской сказки. Однако исследователям фольклора этот персонаж не знаком: художница его выдумала сама. Розовый котик возвращается с рыбалки с большим уловом — золотой рыбкой. Плоскостность изображения и обилие декоративности и орнаментов отсылают к лубку, а фантастические цветы и яркая гамма напоминают об африканском искусстве.

Э. Боброва. Кот-рыболов. 1997 год

А вот котик Андрея Чеснокова пришел из конкретной сказки. Работа «Кот в сапогах» — это целый комикс по произведению Шарля Перро. Картину нужно начинать рассматривать с правого верхнего угла. Там начинается всем известная сказка: три брата получают от отца наследство, причем все самое, на первый взгляд, ценное получают старший и средний братья. Младшему же достается кот — наследство не самое завидное, но, как мы знаем, этот кот сослужит своему хозяину отличную службу. Левее изображен его первый подвиг: кот ловит кролика и приносит его королю. В правой нижней части можно увидеть, как усатый герой разделывается с людоедом, а в центре внизу — счастливый конец. Чесноков, кстати, любит работать не только с чужими сюжетами. Он часто придумывает собственные истории, которые отображает на картинах в свободное от работы крановщиком время. 

А. Чесноков. Кот в сапогах. 2015 год

Еще один вымышленный котик — известный герой романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова Бегемот. Художник Владимир Овчинников изобразил балагура из свиты Воланда вальяжно развалившимся в кресле с огурцом на вилке. На картине присутствует и сам писатель. Михаил Афанасьевич стоит на переднем плане спиной к зрителям, и мы видим его недовольное отражение в зеркале на заднем плане. В руках он держит примус — очевидно, тот самый, который Бегемот «починяет». Картина имеет необычную форму ромба, отчего создается впечатление подглядывания за происходящим в комнате.

Работа выполнена акрилом на листе оргалита, она висела на двери сарая художника в Боровске. По просьбе местных жителей Владимир Овчинников расписал много стен их домов: он изобразил историю развития Боровска, его старинные улочки, бытовые сцены.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Римская мозаика» в Московском государственном музее С.А. Есенина

8 июня29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies