На сцене центра развития творчества детей и юношества «Гермес» юные актеры и их преподаватели репетируют отрывок из спектакля «Под управлением любви». Эта постановка, названная строчкой из знаменитой песни Булата Окуджавы, буквально родилась в стенах театра «Фантазеры» и стала посвящением поэтам-шестидесятникам. Творческий замысел детей и их педагогов оценили высоко: в начале июня спектакль стал одним из лучших на Московском фестивале детских и молодежных театров «Живая сцена» в номинации «Драматический спектакль» направления «Школьная Мельпомена».
Победители фестиваля пригласили mos.ru за кулисы и показали, какой он, театр «Фантазеры», и чем сегодня живет, как родилась идея спектакля и почему актером можно стать даже в четыре года.
На Тимирязевской улице в старинном здании из красного кирпича уже несколько лет работает центр творчества «Гермес». Несмотря на летний сезон, на подходе к центру «Гермес» слышен детский смех и разговоры. Сейчас открыта интерактивная программа «Лето на планете “Гермес”» для юных москвичей, проводящих каникулы в городе. Поэтому на огороженной территории центра весело, шумно и многолюдно. Кто-то из детей крутит обруч на спортивной площадке, кто-то играет в вышибалы, другие ребята под присмотром вожатой мастерят поделки в тени деревьев — занятий и места хватает всем.
В двухэтажном здании ребята круглый год занимаются в разных кружках и секциях: музыкальных, хореографических, художественных, кулинарных. Миновав пост охраны, оказываемся в импровизированном театральном фойе, где нас встречает Галина Дюкалова, основатель и художественный руководитель коллектива «Фантазеры».
«Наш театр существует больше 20 лет. Первые ученики уже давно выросли, многие из них окончили театральные вузы. Сегодня в нашем театре служат почти 200 человек — это наши педагоги и дети-артисты самого разного возраста. Репертуар у нас в основном сказочный: “Муха-цокотуха”, “12 месяцев”, “По щучьему велению”, “Сказки из волшебного сундучка”», — рассказывает Галина Дюкалова.
Подтверждением слов художественного руководителя служат многочисленные красочные афиши, которые украшают стены фойе. Здесь же две большие витрины с достижениями театра за год: с постановкой «Под управлением любви» «Фантазеры» побывали на многих фестивалях и привезли множество наградных статуэток, кубков и дипломов.
Проходим мимо гардеробной, репетиционного зала с небольшой сценой и звукооператорской и попадаем в просторную гримерную с зеркалами по периметру и плакатами со сценами из спектаклей. На диване сидят и что-то обсуждают несколько девочек из старшей группы и двое мальчиков помладше.
«Я здесь, наверное, дольше всех уже: занимаюсь лет 11 или 12, с раннего детства. Больше всего мне нравится, что тут все со всеми общаются: ребята из младших групп со старшими, преподаватели с детьми, а дети с преподавателями. У нас все сплоченно и дружно», — говорит 17-летняя Соня Королева.
С ней соглашается и Полина Плешова, которой 14 лет. По ее словам, их коллектив — это не просто группа единомышленников, а настоящая семья.
В «Гермесе» стать артистом театра может каждый ребенок: в «Фантазеры» нет специального отбора. Главное — желание творчески развиваться и узнавать новое. Самым юным актерам всего четыре года, родители приводят их сюда два раза в неделю на час.
«У детей в таком возрасте хорошо развито образное мышление. Скажешь им: “А теперь все бабочки!”, и они полетели. Со взрослыми это уже не работает, к ним у нас другой подход. Мне нравится выражение, что детство — это домик. И не каждый педагог может найти ключик к этому домику. Кто находит, у того все получается. Нам важно, чтобы у младших ребят не возникла боязнь сцены, поэтому все обучение проходит в игровой форме», — поясняет Галина Дюкалова.
Ребята из продвинутой (12–14 лет) и углубленной (14–17 лет) групп занимаются в театре четыре раза в неделю по два часа. Старших актеров уже учат по знаменитой системе Станиславского — так называемому этюдному методу. Как отмечает Галина Дюкалова, в школьных театральных студиях сейчас это редкость, поскольку обучаться таким образом долго и сложно. Задача ребят состоит не только в том, чтобы выучить слова и громко произнести их со сцены. Для создания объемного образа героя важно уметь найти в нем положительные стороны, если он отрицательный, и наоборот. Иными словами, нужно попытаться оправдать его, тогда можно привнести в роль что-то неповторимое.
Вместе с Галиной Дюкаловой, которая отвечает в «Фантазерах» за сценическую речь, в театре работают еще три преподавателя. Двое из них когда-то сами были воспитанниками творческого центра «Гермес». Например, Артем Леонов осваивал театральное искусство с шести лет, а в прошлом году окончил актерский факультет Московского государственного института культуры. Теперь он вернулся в «Фантазеры» педагогом по актерскому мастерству.
«Я решил вернуться сюда после вуза, потому что мне было интересно попробовать преподавать. И Галина Константиновна меня очень звала. О том, что пришел в школьный театр, не жалею. Здесь я на своем месте. Я не просто преподаю ребятам, но и сам учусь у них чему-то. У нас происходит взаимный обмен энергией», — говорит молодой педагог.
У Ярославы Шмычковой, педагога по пластике и хореографа-постановщика «Фантазеров», детство и юность также тесно связаны с центром творчества «Гермес».
«Моя мама здесь работала методистом, а я с шести лет занималась в хореографическом коллективе. В какой-то момент Галина Константиновна взяла нас, танцующих ребят, помогать ей вести игровые программы. Я так втянулась, что позже меня пригласили и в спектакле поучаствовать. А потом, когда я уже выросла и окончила педагогический университет, вернулась сюда. Преподавала и в хореографическом коллективе, и в театре, помогала ребятам развивать пластику. Со временем у меня появился свой предмет — “Танец в искусстве актера”: мы с детьми ставим танцы к спектаклям и занимаемся сценическим движением», — поделилась хореограф.
На сцене юные актеры вместе с педагогами прогоняют отрывок из спектакля-победителя «Под управлением любви». И хотя зрительный зал практически пуст, артистов это не смущает: они играют в полную силу. Закончив выступление, они делятся впечатлениями от подготовки к конкурсу и участия в нем.
«Поставить этот спектакль мы решили вместе с ребятами. Началось с того, что я попросила их принести на наши занятия стихи. А что могут принести подростки в 14–15 лет, которых волнует тема первой любви? Конечно, стихи Евтушенко, Вознесенского, Рождественского. А дальше я сказала: “Почему бы нам не углубиться в то время, когда жили эти поэты?” Так получился спектакль “Под управлением любви”. Это отражение эпохи шестидесятников. Действие происходит в маленьком дворике, где все друг друга знают. Герои молоды, полны жизни и любви. Хотелось сделать эту постановку как старую киноленту: со стихами, песнями, танцами. На победу, если честно, мы не рассчитывали, но, безусловно, рады, что в своей номинации стали первыми среди школьных театров Москвы», — отмечает Галина Дюкалова.
Сами ребята признаются, что еще не до конца осознали свою победу в конкурсе. И даже пересматривая запись церемонии награждения в театре «Геликон-опера», радуются как в первый раз.
«Открытый показ нашего спектакля проходил на сцене Дворца творчества в Зеленограде. По сравнению с нашим залом та сцена казалась очень большой, и выступать поначалу было непривычно. И, конечно, мы волновались, но наш художественный руководитель правильно нас настроила, и в итоге мы справились», — вспоминает Полина Плешова.
Полина, Соня и другие ребята из коллектива сейчас серьезно задумываются о своем будущем. Кто-то уже точно решил, что свяжет жизнь с театром, другие еще не определились.
Впрочем, художественный руководитель «Фантазеров» убеждена — станут ли ее подопечные профессиональными актерами или выберут другой путь, это неважно: «Всегда ребятам говорю: самое главное — сохранить индивидуальность, быть творческими и непохожими на других. А применить свои таланты можно и в работе повара, и в работе портнихи. И, конечно, важно оставаться хорошими людьми».
Набор в театр «Фантазеры» на новый учебный год идет прямо сейчас. Подать заявление можно на mos.ru.
В столице наградили победителей Московского фестиваля школьных театров «Живая сцена»Афиши, визитки и видеоуроки: как работает новый портал Содружества школьных театров Москвы