«Русская война Пекторалиса»: что нужно знать о новом спектакле Театра Олега Табакова

26 марта 2019
Культура

На новой сцене Театра Олега Табакова состоялась премьера спектакля «Русская война Пекторалиса» по пьесе драматурга Олега Грисевича. В основе — повесть Николая Лескова «Железная воля», написанная в 1876 году. Для режиссера Сергея Пускепалиса это вторая работа в Театре Олега Табакова: в 2007 году он поставил «Женитьбу Белугина» Островского, которая до сих пор не вышла из репертуара.

О чем спектакль 

Главный герой — немецкий инженер Гуго Пекторалис, который приехал в Россию, чтобы навести порядок на одном из заводов. Он очень гордится своей волей, которая всегда помогала ему добиться головокружительных успехов. Столкнувшись с загадочным русским характером, железный Пекторалис на своем собственном примере доказывает правдивость русской поговорки «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». Пытаясь приспособиться к нелогичной, на его взгляд, русской жизни, герой попадает в неловкие ситуации, проигрывает в суде своему соседу, теряет все деньги и в конце концов погибает.

Лесков написал эту трагикомическую повесть, когда работал в британской торговой компании «Скотт и Вилькенс». У большинства героев были реальные прототипы — люди, которых писатель встречал во время своих многочисленных деловых поездок по стране.

Включать произведение в прижизненное собрание своих сочинений автор не стал. Обнаружить повесть удалось только во время Великой Отечественной войны.

«Все творчество Николая Семеновича связано с его честными и понятными позициями в разные этапы его жизни. Мне кажется, всем будет полезно познакомиться с этим произведением», — считает режиссер Сергей Пускепалис.

О гордыне и зачарованном страннике

«Анекдот про немца и его железную волю» — именно так режиссер определяет жанр спектакля. Несмотря на череду драматических событий, которые происходят с героем, юмора здесь достаточно.

Исполнитель главной роли Иван Шибанов («Слуга государев», «Обратная сторона Луны») считает: с Гуго часто случаются различные казусы, смешные и не очень, только из-за его гордости.

«Я не играю немца, я играю гордыню. Это главное его мельничное колесо, которое перемалывает всю его жизнь. Гордость превращается в разрушающего демона, когда человек во что-то верит фанатично, не видя вокруг себя ничего. С детства моему персонажу говорили, что он идеальный, лучший. Но это не так», — рассказывает актер.

Жалеет гордого немца только рассказчик, некто Федор Афанасьевич Вочнев, который вспоминает историю Пекторалиса во время дружеского спора о различиях немецкого и русского характера. Вочнева, который хотел спасти иностранного гостя, да не смог, играет заслуженный артист России Виталий Егоров.

«Мой герой — некий зачарованный странник. Это такой собирательный образ рассказчика-проводника, который может посмотреть на то, что случилось с Пекторалисом, со стороны», — говорит он.

Табаков сказал: «Делай!»

Идею создания спектакля по повести Лескова Сергей Пускепалис обсуждал еще с Олегом Табаковым, которого не стало в прошлом году. Тот задумку поддержал, сказав: «Делай!» Но не успел увидеть даже первых набросков — «Русская война Пекторалиса» была поставлена уже во время руководства Владимира Машкова.

Драматург Олег Грисевич написал пьесу по повести Лескова специально для Театра Олега Табакова. Он продолжал работать над материалом и во время репетиций, время от времени что-то добавляя или вырезая, — вплоть до самой премьеры. В текст пьесы он включил фрагменты других повестей и рассказов Лескова — «Запечатленного ангела», «Тупейного художника», «Очарованного странника».

«Ставишь “Железную волю” Лескова — попытайся ставить всего Лескова, все, что у него есть. И поэтому сюда вошли моменты из многих его произведений. Все это хорошо поймут те, кто знаком с его творчеством», — уверен Сергей Пускепалис.

С некоторыми артистами, которые сыграли в «Русской войне Пекторалиса», режиссер уже работал. Иван Шибанов исполнил роль Николая Агишина в «Женитьбе Белугина».

Музыку к постановке написал Владимир Купцов. На сцене звучат и частушки, и неожиданные рок-н-ролльные мотивы. Аранжировками занимался заведующий музыкальной частью театра Алексей Елкин. Декорации сделал лауреат «Золотой маски» Алексей Вотяков. Для заводских сцен он придумал хитрую инсталляцию в духе стимпанка — множество огромных шестеренок, крутящихся в клубах пара и всполохах красного и синего света.

В следующий раз спектакль можно увидеть 29 марта, 7 и 23 апреля.

Источник: mos.ru

Поделиться
Места

В Ростокино на Яузе

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события
Бесплатно

Баттлы шеф-поваров, кулинарные мастер-классы и спектакль на рыбном рынке

28 апреля5 мая
Бесплатно

Ботанические классы и открытые уроки на офире в Некрасовке

28 апреля5 мая


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies