При реставрации Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря специалисты сделали настоящее открытие. На стенах под растительным орнаментом, имитирующим ткань, они обнаружили монументальную живопись XVII века. Такие сюрпризы при очистке фасадов столичных исторических зданий специалисты встречают не часто. За последние годы были обнаружены также фрески, рельефы и каминный портал в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, посольстве Ливанской Республики и других зданиях.
«Подобного рода находки либо реставрируются, либо консервируются до следующей реставрации. Если большая часть находки утрачена, то реставраторы воссоздают ее по архивным документам и фотографиям. Если отсутствуют данные по первоначальному облику утраченных элементов, возможно экспонирование их в виде зондажей и раскрытий», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
В конце 2022 года в одной из комнат четверика Спасо-Преображенского собора реставраторы нашли старинные фрески, замазанные сверху новыми слоями масляной краски. Когда стены были расчищены, перед взорами специалистов предстали росписи со сценами Рождества Христова, поклонения волхвов и пастухов, бегства в Египет. Помимо этого, были обнаружены надписи, повествующие о назначении этой комнаты.
«Живопись мы обнаружили в маленькой комнате размером полтора на три метра, напоминающей личную молельную. Это была не единственная находка — под орнаментальными полотенцами (рисунок, имитирующий ткань. — Прим. ред.) проступила также надпись, из которой следует, что комната посвящена рождению Алексея Петровича, наследника Петра I. Под основным посланием были дата росписи и подписи исполнителей. Дата говорит нам о том, что данная комната была расписана позже живописи основного четверика. Подпись свидетельствует о том, что работы выполнялись под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Это известные мастера, авторству которых принадлежит знаковый для живописи XVII века храм Ильи Пророка в Ярославле. Также из надписи мы узнаем об утверждении на престол Патриарха Адриана. Год и дата полностью совпадают с информацией из исторических источников», — рассказывает художник-реставратор монументальной живописи Межобластного научно-реставрационного художественного управления Варвара Сергиеня.
В дальнейшем живопись и надписи, которые были скрыты от глаз 300 лет, полностью расчистят и приведут в экспозиционный вид.
Спасо-Преображенский собор начали строить в 1645 году при царе Михаиле Федоровиче Романове, а завершились работы при Алексее Михайловиче. Расписан же собор был только через 42 года фресками в византийской манере по велению молодого царя Петра I. Однако уже в XVIII веке все фрески были закрашены масляными красками.
Много скрытой от глаз живописи было найдено в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина. С 2022 года там идет масштабная реставрация. В комнате, которая была библиотекой, обнаружен уникальный фрагмент живописного потолочного фриза (декоративная композиция в виде полосы). До этого момента все росписи потолка считались полностью утерянными, однако ученым удалось распознать маленький фрагмент за трубой.
«Мы демонтировали этот кусочек и передали его в лабораторию, где нам подтвердили, что это живопись на холсте. Там изображена имитация объемной мозаики с посеребрением для создания эффекта золота. Это необычная техника, когда на холст наносили грунт, на котором делали рельеф под мозаику. Все это покрывали морданом (лак для сусального золота. — Прим. ред.), а сверху — сусальным серебром. Далее смазывали лаками, и в итоге получался эффект золота. Это довольно характерный для того времени способ золочения. Благодаря архивным фотографиям удалось идентифицировать ту самую роспись с растительным орнаментом, которая была утеряна, как мы полагали. Сейчас мы планируем воссоздать живопись с помощью нашего образца», — отметила Виктория Яковлева, художник-реставратор ООО «Стройиндустриягрупп».
Еще один живописный фриз реставраторы обнаружили в кабинете Алексея Александровича Бахрушина. К сожалению, большая его часть была утрачена, однако есть и хорошо сохранившиеся фрагменты. На них отчетливо видны цапли и фламинго на берегу водоема с кувшинками. Фриз был расчищен, начаты работы по тонировке, чтобы распознать рисунок остальных фрагментов.
Неожиданный сюрприз поджидал специалистов и в столовой. Там во время расчистки стен под 13 слоями краски проступила живопись. Как оказалось, изначально стены были выкрашены в бордовый цвет, поверх краски был нанесен набивной трафаретный посеребренный рисунок в виде чертополоха.
«Это растение встречается в каждой комнате дома, так как это был любимый цветок семьи Алексея Александровича Бахрушина. Как нам известно, он хотел сделать семейный герб с изображением именно чертополоха», — уточнила Виктория Яковлева.
Интересная находка была обнаружена в спальне Бахрушина. Реставрируя кессонированный потолок (отделка, состоящая из углублений, балок и ячеек), они заметили, что балки вовсе не деревянные, как думали ранее. Они были сделаны из гипса с росписью под дерево, а внутри кессонов находился холст, который тоже имитирован под дерево. В данный момент продолжается реставрация потолка, он оказался в довольно плохом состоянии.
Вся живопись в доме Бахрушина выполнена художником декоративно-прикладного искусства Сергеем Ягужинским где-то в период с 1894 по 1910 год. Об этом свидетельствуют письма хозяина дома.
С конца 2021 года ведутся реставрационные работы в особняке на Садовой-Самотечной, в котором располагается посольство Ливанской Республики. Стены здания XIX века под многочисленными слоями краски скрывали, выполненную в технике альфрейной росписи (по сырой штукатурке). Сама композиция представляет собой рисунки, нанесенные градациями лишь одного тона (там изображены цветы и растения). Узоры, местами покрытые сусальным золотом, были выполнены на стенах помещений первого этажа и парадной лестнице. Автор этих работ неизвестен.
Помимо этого, был найден портал керамического камина. На нем изображены былинные мотивы о князе Вольге Святославиче и богатыре-землепашце Микуле Селяниновиче работы Михаила Врубеля. Камин был сложен из кусков майолики. От обычной керамики она отличается тем, что изделие покрывается не одним, а двумя слоями глазури.
Сейчас камин находится в Государственной Третьяковской галерее. Его место в особняке в скором времени займет копия, которую планируют создать на основе оригинала.