На протяжении двух месяцев на Чистопрудном бульваре работает винтажный маркет в рамках фестиваля «Лето в Москве. Все на улицу!». За это время российские коллекционеры продали более 27 тысяч антикварных предметов мебели, посуды, пластинок, открыток и украшений. Среди самых интересных приобретений москвичей дореволюционная рюмка-муха, латунный таз для варки варенья, а также редчайшая брошь ювелирного завода «Красная Пресня» со вставками из матового стекла.
Винтажный маркет будет работать до 8 сентября.
Длинные прилавки, каждый из которых как маленький антикварный магазин, давно полюбились москвичам. Посетителей здесь много в любой день недели. Они слушают старые пластинки, рассматривают пожелтевшие открытки, выбирают посуду. Самая интересная из проданных чашек произведена Кузнецовским фарфоровым заводом в 1920-е годы. Это период конструктивизма — направления, которое подарил миру Советский Союз. Тогда даже на посуде изображались круги, овалы и треугольники, а также красный клин, который бьет белых.
«Фарфора того периода осталось очень мало: он был тонким, мало что уцелело после Великой Отечественной войны. Людям было не до посуды. И каждый раз, когда мне в руки попадает такая вещь, украшенная ручной росписью и аэрографией, я долго думаю, прежде чем ее продать», — делится коллекционер Марина Горобец-Легостаева.
Еще один предмет обихода, с которым ей было сложно расстаться, — это дореволюционная рюмка-муха. Такие возникли при Петре I. По легенде, он велел наливать во всех трактирах первую рюмку бесплатно. Считалось, что так клиент непременно задержится и закажет вторую. Но трактирщики идею не одобрили и изобрели рюмку всего на 10–15 граммов, в которой, как тогда говорили, «только мух топить».
О посуде совсем других объемов рассказывает еще одна участница винтажного маркета Евгения Высоцкая. Она вспоминает таз для варки варенья XIX века, который приобрела московская хозяйка.
«В позапрошлом веке варенье принято было готовить только в медных или латунных тазах. Выбирали самый большой таз, чтобы за один раз сварить много лакомства и заготовить его на зиму. У хозяек их было несколько: для приготовления варенья из яблок, груш, вишни, слив, крыжовника и малины использовалась разная посуда. Недаром они имеют узнаваемую форму, благодаря которой пенка выкипала сама, ее не нужно было удалять вручную», — объясняет коллекционер Евгения Высоцкая.
О других любимых предметах российских женщин рассказывает Людмила Ненашева. Она коллекционирует драгоценности, относящиеся к золотому веку Голливуда. В числе проданных ею на винтажном маркете вещей — знаковая брошь фирмы «Трифари», которую изображали на рекламных плакатах компании в 1950-1960-х годах.
«Для “фабрики грез” создавались специальные очень яркие, детально проработанные драгоценности, которые бы идеально смотрелись на крупных планах в кадре. Такое явление могло возникнуть только в золотой век Голливуда. В этот период активно проводились эксперименты с материалами. Неудивительно, что к 1930 году компания “Трифари” стала вторым по величине ювелирным домом в Америке», — говорит Людмила Ненашева.
Но еще большую ценность имеют отечественные винтажные украшения. Их производилось не так много, потому за по-настоящему качественными знатоки охотятся. Например, за продукцией приволжской фабрики «Красная Пресня», где разрабатывались собственные технологии. На винтажном маркете была продана редкая брошь в виде металлической мухи. Большинство ранних украшений этого производителя содержит вставки из художественного стекла. В этом вопросе завод «Красная Пресня» достиг высот: стекло было как матовое, так и прозрачное.
Фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» проходит до 8 сентября более чем на 600 площадках по всему городу. В его рамках организовано свыше 40 типов мероприятий, которые подойдут гостям любых возрастов и интересов. Все желающие могут посетить концерты, кинопоказы, театральные постановки, тематические мастер-классы, спортивные соревнования и тренировки, а также лекции, экскурсии, выставки, интеллектуальные и спортивные игры, квесты и викторины.