Режиссер и художественный руководительтеатра «ЦДР» Владимир Панков – о работе с молодежью и успехе

5 сентября 2019
Театральные события

В творческой биографии Владимира Панкова – художественного руководителя театра «Центр драматургии и режиссуры» (ЦДР) – роли в кино и спектаклях, больше 20 собственных постановок, создание студии Soundrama. На его полке выстроились награды «Дебют», «Золотая маска», «Чайка» и другие. Теперь к ним добавилась еще одна – за спектакли «Москва – открытый город. Переход», «Старый дом», «Кеды», «Однорукий из Спокана» и «Мама».

— Владимир Николаевич, что для вас, обладателя нескольких престижных наград, значит премия Москвы в области литературы и искусства?

— Мне кажется, это одобрение. Хорошо, что признание есть при жизни, часто это наступает только после смерти. Это стимул. И ориентир, что все делаешь правильно. Надо благодарить, в том числе и стечение обстоятельств, что люди внимательны к творчеству.

— А какой, наоборот, самый резкий отзыв вы получали о своем творчестве? 

— Да полно их, резких. Я уверен, что самых резких я даже не знаю. Но они есть, я уверен. Самое резкое – то, что никогда не говорится в глаза. Я могу только догадываться.

Пробиваю первый – головой 

— Вы получили премию за спектакли «Москва – открытый город. Переход», «Старый дом», «Кеды», «Однорукий из Спокана», «Мама». У вас есть любимец среди них?

— Нет, потому что они для меня как дети. Родитель ведь не может сказать, что одного ребенка он любит больше, чем другого. Так и тут. Если ты и целый коллектив честно выкладываетесь на каждом спектакле, то какой-то один выделить нельзя.

— Что будет с этими спектаклями дальше? Может быть, планируете перенести их на экран, как это уже было с постановкой «Док.тор»?

— У нас каждый спектакль – это практически кино. Но тут всегда встает вопрос бюджета – без денег ничего не сделаешь, ни фильм, ни спектакль. Хорошо, что в нашей стране столько репертуарных театров с поддержкой государства. Нигде в мире такого нет. Ходили разные слухи про то, что театры могут перевести на самообеспечение. Но театр никогда не будет самоокупаться! Я сразу вам могу сказать, если это произойдет, ЦДР в лучшем случае уйдет в ноль. Нельзя разваливать эту систему, поддержка государства необходима. И мы за нее благодарны.

— Три из отмеченных премией спектакля поставлены по пьесам молодых драматургов. Вам интереснее работать с ними?

— Это скорее связано со стратегией театра. Мы идем от современной драматургии к античности. Между ними будут советская драматургия и классика. То есть в первый период для меня была важной именно современность, но и все остальное уже не за горами.

— Но, тем не менее, вы же все равно будете работать с современными пьесами?

— Да. И при выборе пьесы для меня важно, звучит она или не звучит. У каждой есть звук. Это мое мнение, сугубо личный подход.

Вообще начинающие профессионалы для нас важны. Цель ЦДР – открывать молодых режиссеров, актеров, музыкантов и художников. Это важно. Я, как паровоз, пробиваю первый – головой, а дальше идет молодежь.

Театр без доверия – не театр

— Раньше вы тоже говорили, что одна из задач вашего театра – открывать новые режиссерские имена, давать им экспериментировать, потому что в большие театры молодежь редко берут сразу же. Не жалко вам отпускать открытые таланты?

— Безусловно, эти театры можно понять – кота в мешке не возьмешь. Что касается студентов, то сейчас у меня 30 человек, которые оканчивают четвертый курс. Кто-то останется здесь, кто-то отправится в свободное плавание. Важно, чтобы они что-то умели. А вот отпускать не жалко. И я слежу за их дальнейшим творчеством. Они меня даже называют батей.

— Какие молодые режиссеры уже приняли участие в лаборатории ЦДР?

— Это Дмитрий Акриш, Юлиана Лайкова, Филипп Виноградов, Алексей Золотовицкий, Алексей Размахов. Тут можно дать большой список людей, которые, в принципе, уже зарекомендовали себя. Они могут работать в больших театрах, у них достаточный для этого опыт.

— Чем сейчас заняты вы сами?

— В конце июня следующего года будет одна важная история, спектакль, который мы уже сейчас репетируем – «Скоморох Памфалон» по Лескову.

Еще я куратор проекта «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» режиссера-хореографа Екатерины Кисловой, это будет пластический музыкальный спектакль. У нас вообще запланировано семь премьер на этот год. На меня сотрудники смотрят как на сумасшедшего, мол, как мы это все сдюжим?

— Вы ставите спектакли сами, отвечаете за работу театра, еще есть студия Soundrama это все отнимает много времени и сил. Знакомо ли вам такое явление, как профессиональное выгорание? 

— Я вам скажу так: вся жизнь – профессиональное выгорание. Если не горишь, живешь зря. Владимир Высоцкий, например, горел, и я могу вам сколько угодно великих людей назвать, которые тоже горели. Если ты не сгораешь, не надо заниматься своей работой. Каждый спектакль надо играть как последний, больше у тебя такого не будет. Бог его знает, что произойдет завтра.

— Где брать силы и вдохновение каждый день? 

— В людях, которые окружают, в глазах, которые смотрят на тебя и доверяют. Если доверяют, хочешь соответствовать. А если не доверяют, сделать так, чтобы доверяли. Доверие – это очень важно. Театр без доверия – не театр. Как иначе я смогу достучаться до зрителя?

Но, конечно же, театр делаю не я один, у нас большая компания. Это единый организм, в котором мы слышим друг друга. Здесь не важно, что я пришел и топнул ножкой. У нас каждую неделю планерка, мы обсуждаем, что делать и каким образом. У каждого есть свое мнение и взгляд, но мы должны прийти к общему знаменателю. Я третейский судья, взвешиваю плюсы и минусы. И театром руководит не один человек, а группа единомышленников. Но последнее слово за мной – это да. Должен быть такой человек. И ему нужно слышать всех.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Режиссеры – очень ревнивые люди

— Каким вы видите ЦДР через десять лет? 

— Таким, какой он сейчас. Потому что сейчас есть трепет в театре, и он должен быть, чтобы все время обновляться, не застаиваться, чтобы приходило как можно больше молодых, но чтобы при этом никто не работал локтями – «это мое, а это твое». Так было и при Алексее Николаевиче Казанцеве, который создал этот центр. Ни он, ни я никогда не пытались сделать здесь деньги, потому что главное – качество того, что мы можем показать гостям.

— Зрители же чувствуют это. 

— Да, но зрители вообще отдельная субстанция. Я знаю одно: сколько энергии ты вложишь в репетиции с артистами, музыкантами, столько и передастся зрителю. Он может не воспринять спектакль, но уважать его будет, потому что он сделан честно. Вот вы идете по картинной галерее: одно полотно вы быстро пробежали, а возле другого остановились. Самое интересное, что через год придете в эту же галерею и остановитесь возле другой картины – в зависимости от того, как вы с ней совпадете. Спектакль – то же самое, его восприятие субъективно.

— Вы сами часто ходите в театры? Есть фавориты среди российских режиссеров?

— Бывает, хожу. Мне безумно нравятся Андрей Могучий, Дмитрий Крымов – у них есть почерк. Еще люблю Юрия Бутусова с его взглядом на театр. У меня огромное уважение к театру Петра Наумовича Фоменко. Но все же мне трудно кого-то выделить, много настоящих талантов. И я говорю это, несмотря на то, что режиссеры — очень ревнивые к творчеству люди.

Фото: mos.ru. Юлия Иванко

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться

Истории

Все истории
«Московские сезоны» и Катя Добрякова.
«Московские сезоны» и Катя Добрякова создали уникальные веб-маски
веб-маски
«Московские сезоны» создали уникальные веб-маски, дизайн-решения для которых разработала известный московский дизайнер Катя Добрякова.
метро
Подземный фронт: как строили метро во время войны
метрополитен
Станции метро, открывшиеся в военные годы
Мой район
Развитие района Марьина Роща
Развитие района
Как меняется Марьина Роща благодаря программе «Мой район»
книги
Читаем и учимся: 9 книг для детей на иностранных языках
иностранные языки
Интересные книги на английском, немецком и французском языках для учеников всех уровней подготовки
Мой район
Развитие района Даниловский
Развитие района
Как развивается инфраструктура Даниловского района по программе «Мой район».
Мой район
Развитие района Останкинский
Развитие района
Как изменилась инфраструктура Останкинского благодаря программе «Мой район»
Мой район

Развитие района Марьина Роща

«Московские сезоны» и Катя Добрякова.

«Московские сезоны» и Катя Добрякова создали уникальные веб-маски

Ближайшие события
Бесплатно

Онлайн-экскурсия «Ан-12»

18 – 31 мая
Бесплатно

Онлайн-проект «Споёмте, друзья!»

16 – 30 мая

Истории

Все истории
Мой район
Развитие района Марьина Роща
Развитие района
Как меняется Марьина Роща благодаря программе «Мой район»
«Московские сезоны» и Катя Добрякова.
«Московские сезоны» и Катя Добрякова создали уникальные веб-маски
веб-маски
«Московские сезоны» создали уникальные веб-маски, дизайн-решения для которых разработала известный московский дизайнер Катя Добрякова.
книги
Читаем и учимся: 9 книг для детей на иностранных языках
иностранные языки
Интересные книги на английском, немецком и французском языках для учеников всех уровней подготовки
Мой район
Развитие района Останкинский
Развитие района
Как изменилась инфраструктура Останкинского благодаря программе «Мой район»
Мой район
Развитие района Даниловский
Развитие района
Как развивается инфраструктура Даниловского района по программе «Мой район».
метро
Подземный фронт: как строили метро во время войны
метрополитен
Станции метро, открывшиеся в военные годы
Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies