В музее-заповеднике «Царицыно» открыта выставка «Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка». Она знакомит с самыми интересными и необычными садами мира — от парка города Бомарцо в Италии, где можно увидеть грот в виде адской пасти, до французского Версаля. Фотографии, представленные на выставке, сделал ее куратор профессор Российского государственного гуманитарного университета Борис Соколов, побывавший во всех этих местах.
Регулярные сады — это сады упорядоченные, имеющие определенную геометрическую планировку и композицию. Важное событие в их истории — издание в 1499 году романа «Гипнэротомахия Полифила» доминиканского монаха Франческо Колонны. Главный герой, тоскующий по возлюбленной, путешествует по садам из стекла и шелка, водному лабиринту, острову-саду Кифера. Образы многих из них послужили источником вдохновения для создания реально существующих садов, о которых идет речь на выставке. Современный художник и искусствовед Анна Акилова проделала очень интересную работу — изобразила несколько сооружений, храмов и садов в точном соответствии с описаниями Колонны. Ее акварели, а также сама книга и перевод, сделанный куратором Борисом Соколовым, представлены в экспозиции.
Выставка занимает девять залов. Два из них знакомят с садами Италии, Испании, Португалии, Нидерландов и Дании. На одной из самых больших фотографий — известный живописный вид в Тоскане: дорога, обрамленная кипарисами, вьется по холму. Она ведет к вилле ХХ века Ла Фоче, над которой работал английский архитектор Сесил Пинсент. Под балконом виллы находится сад со стриженым самшитом, окруженный кипарисами.
По мнению итальянцев, море и высота — подходящие условия для создания садов. Над Неаполитанским заливом на уровне 500 метров раскинулась вилла Руфоло, построенная в XIII веке. В 1880 году здесь побывал немецкий композитор Рихард Вагнер — образ виллы послужил прообразом волшебных садов Клингзора в опере «Парсифаль». Рядом расположена вилла Чимброне с «террасой бесконечности», уходящей в облака. Все это делает город Равелло одним из самых красивых мест в Италии.
Заслуживает внимания и остров-сад Изола-Белла, история которого начинается в 1632 году, когда миланский маркиз Карло Борромео стал превращать остров на озере Лаго-Маджоре в подобие каменного корабля. На девяти террасах расположился пирамидальный сад, поразивший в свое время российскую императрицу Александру Федоровну.
Главным садом Нидерландов по праву можно считать королевский в резиденции Хет Лоо, существующий с 1680-х годов. Со временем он пришел в упадок, возродили его только в 1975-м, превратив в настоящую жемчужину провинции Гелдерланд. Сад украшен цветочными орнаментами, деревьями, статуями и фонтанами. Он окружен высоким земляным валом, с которого открывается прекрасный вид на партер, засаженный разнообразными цветами.
Только два месяца в году в Нидерландах открыт сад Кёкенхоф — там растет около семи миллионов тюльпанов. Главная особенность Кёкенхофа в том, что тюльпаны высажены необычным способом, создающим эффект реки из цветов разных оттенков. Полюбоваться цветением можно с середины марта по середину мая.
Версаль — один из самых известных парковых ансамблей Франции, бывшая королевская резиденция, излюбленное место туристов. В 1661 году его начали создавать по велению Людовика XIV, и Версаль стал олицетворением строгого порядка, которому будущий правитель был привержен еще с детства.
Особого внимания заслуживает фонтан Латоны, матери бога Аполлона. Он окружен фигурами кричащих людей, превращающихся в лягушек. Такая участь, согласно легенде, постигла их за оскорбление богини. Выбрав именно этот образ, Людовик намекал, что нечто подобное может ожидать и его личных недоброжелателей. Однако сюжет на этом не заканчивался: Латона смотрит вдаль, где у Большого канала ее сын поднимается в небо на колеснице. В гроте «Купальни Аполлона» его омывает богиня Фетида, а коней — прекрасные нимфы. До наших дней грот не сохранился, его пришлось сломать из-за расширения дворца. Но статуи уцелели: в конце XVIII века художник-архитектор Юбер Робер спроектировал искусственные скалы, украшением для которых и стали статуи Аполлона и его коней.
Кстати, во многом благодаря Версалю появился Петергоф в том виде, в котором его знают и любят посетители. Это не удивительно — основой для создания нового сада часто служит впечатление от другого, существующего. Среди многочисленных забот Петра I было и создание парков для своей новой столицы и ее окрестностей. Император сам нарисовал первую схему Летнего сада, которую передал архитекторам. Во время визита во Францию он получил чертежи Версаля, а еще ранее изучил «Теорию и практику садоводства» — самую известную в XVIII веке книгу в этой области. Когда выяснилось, что автор иллюстраций, архитектор Жан-Батист Александр Леблон ищет работу, Петр I сразу же пригласил его в Россию.
Еще один французский сад, усадьбы Во-ле-Виконт, — конкурент и ровесник Версаля. Его в 1661 году создал министр финансов Николя Фуке, желая поразить Людовика. Однако через две недели после завершения строительства Фуке арестовали за государственную измену. Архитекторы, скульпторы и живописцы, создавшие Во-ле-Виконт, получили предложение ехать в Версаль. Среди них были Луи Лево, Шарль Лебрен и Андре Ленотр.
Впрочем, не все сады отличаются упорядоченными формами и строгим внешним видом. Привнести немного хаоса в гармонию природы — интересный прием, которым часто пользуются ландшафтные архитекторы. Например, на вилле Пратолино, принадлежавшей семейству Медичи, установлена 11-метровая скульптура «Аллегория Апеннин», выполненная в виде каменного человека, сжимающего шею чудовища. Каменный гигант олицетворял Апеннинские горы и в то же время воплощал образ человека, замерзающего в горах.
По дороге из Флоренции в Рим находится парк города Бомарцо, созданный в XVI веке. Его главная достопримечательность, которая может напугать детей, — грот в виде каменной пасти с надписью на губах: «Оставь раздумья всяк сюда входящий». Гости должны были сидеть на зубах и пировать за каменным языком.
Сад может стать и сценой, на которой разворачиваются праздничные действа, его фонтаны и скульптуры — прекрасными декорациями, дополненными иллюминацией. В 1770 году немецкий принц Генрих посетил Царское Село. Во время прогулки с Екатериной II он любовался вспыхивавшими тут и там световыми картинами: мостами, дворцами, пейзажами. О том, как это выглядело, напоминает гравюра из зала «Зелёный праздник». Показан здесь и фейерверк, который состоялся в апреле 1730 года в день коронования предшественницы Екатерины, императрицы Анны Иоанновны.
С середины XIX века у архитекторов, создающих сады, появлялось все больше свободы. Художественные эксперименты становились более разнообразными и смелыми — во всем мире авторы стремились придумать что-то особенное. В 1980 году недалеко от города Паттайя (Таиланд) разбили ботанический парк со множеством редких растений. Но его главная достопримечательность — долина с 77 пагодами, которые символизируют провинции Таиланда.
В 1920-е годы в саду при замке Вилландри (Франция) был создан квадратный партер, разделенный на четыре равные части. Каждую посвятили определенному роду любви: нежную любовь обозначают танцующие сердца, сделанные из растений; страстную — сердца, образующие подобие лабиринта. Трагическая любовь — это кинжалы и мечи, а притворная — веера и рога.
С колокольни Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции открывается потрясающий вид: зеленый лабиринт, в котором растения (прямо и в зеркальном отражении) образуют фамилию «Борхес» в честь знаменитого аргентинского писателя. А в историческом парке в Фолкерке в Шотландии высятся 30-метровые скульптуры в виде голов лошадей — памятник животным, тянувшим баржи по каналам и рекам. Правда, название этих фигур, «Келпи», может показаться неожиданным: так звали коня-демона из шотландского фольклора, который утаскивал людей в озеро.
Настоящий шедевр последних лет, по мнению куратора выставки Бориса Соколова, — парк у стадиона «Краснодар», в котором отточенные дизайнерские формы соединяются с удивительными театральными эффектами. Летом в главном амфитеатре цветет сиреневый шалфей. Зимой его заменяют искусственными растениями, которые в темное время суток подсвечивают фиолетовые огни. Конструкция, расположенная на нескольких круглых ярусах, действительно впечатляет.
«Это единственный парк в мире, какой я видел, где интереснее ночью, чем днем. И зимой интереснее, чем летом», — отметил Борис Соколов.
Выставка открыта до 18 мая, попасть на нее можно по входному билету в музей.
Оперативно узнавайте главные новости столицы в телеграм-канале «Город Москва».