Райский сад, арбатский двор. Рассматриваем картины Алексея Паустовского

8 декабря 2021
Культура

В выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате открылась выставка «Алексей Паустовский — художник-нонконформист. Живопись и графика. 1960–1970-е годы», посвященная творчеству младшего сына писателя Константина Паустовского. Это первая большая выставка Алексея Константиновича, прожившего короткую, но очень насыщенную жизнь. Он умер в 26 лет, оставив более 100 работ.

На выставке представлены работы из фондов московского Музея К.Г. Паустовского. Директор музея Анжелика Дормидонтова выбрала девять экспонатов и рассказала о них.

Константин Паустовский с сыном Алешей (1956–1957)

Алексей Паустовский родился в 1950 году в поселке Солотча Рязанской области в семье писателя Константина Паустовского. Он всегда знал, что свяжет свою жизнь с творчеством: еще в детстве начал сочинять рассказы, лепить фигурки животных, рисовать. Паустовский-старший, которому на момент его появления было 58 лет, очень любил сына и проводил с ним все свободное время. В фондах Музея К.Г. Паустовского хранится много их совместных фотографий, некоторые представлены на выставке. Среди них и эта фотография, сделанная в 1956 или 1957 году: на ней писатель куда-то ведет за руку маленького Алешу.

Специально для сына Константин Георгиевич создал самодельную книжку с рисунками и шутливыми стихами. Пожалуй, это была единственная детская книжка, которую любил Алеша: он не признавал детскую литературу, в 11 лет уже читал Оноре де Бальзака. Сохранились воспоминания искусствоведа Марии Плавинской об одном разговоре Алексея с матерью. Татьяна Алексеевна Паустовская: «Тебе бы как [известному советскому литературоведу, мастеру художественного рассказа. — Прим. mos.ru] Ираклию Андронникову рассказывать». Сын отвечал: «Пусть Ираклий рассказывает, а я лучше художником буду, Алексеем Паустовским».

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Несение креста»

Первые попытки писать картины Алексей делал еще в 12–13 лет. Он был во многом вдохновлен творчеством художника-фовиста Анри Матисса, с которым его познакомила подруга семьи Лидия Делекторская. Она жила в Париже, была натурщицей и секретарем Матисса. С Константином Паустовским Лидия Николаевна познакомилась в 1956 году во время его поездки во Францию. Она состояла в многолетней переписке с писателем, переводила его произведения на французский язык, гостила у него в СССР, часто дарила Паустовскому альбомы и открытки с репродукциями работ французского живописца.

После окончания художественной школы в 1968 году Алексей Паустовский поступил в Московский полиграфический институт. Подготовку проходил у художника Владимира Телепнева. Одна из самых ранних его работ — «Несение креста» — входит в библейскую серию, очень важную для художника. Точный год ее создания неизвестен. Вопросы веры волновали Алексея еще с подросткового возраста.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Древнерусские города» (1967)

Во второй половине 1960-х Паустовский работал реставратором. Ему нравилось уезжать на неделю или две в старинные русские города, чтобы насладиться их архитектурой. Он бывал в Вологодской области, Георгиевске, Пскове, Звенигороде. В этих небольших путешествиях художник много общался со священнослужителями, набрасывал их портреты, а также делал зарисовки церквей. В результате в 1967 году появилась серия «Древнерусские города».

«На пороге райского сада» (1972)

Работа в жанре автопортрета для молодого художника — способ постижения себя и своего творческого метода, стиля в изобразительном искусстве. Алексей Паустовский написал множество автопортретов. Один из них называется «На пороге райского сада»: рыжеволосый юноша, поднявшись на ступень, замер, полуобернувшись, в дверях. Очевидно, художник изобразил свой дом в Тарусе. Тем не менее пейзаж, который открывается зрителю в дверном проеме, не соответствует реальному. Перед нами — символическая композиция: художник находится на границе внутреннего мира и внешнего, настоящего и будущего, жизни земной и жизни вечной.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Портрет Альберта Гогуадзе (1972)

Портретные изображения друзей занимают особое место в творчестве Алексея Паустовского. В 1972 году он написал портрет своего друга, грузинского и российского художника-нонконформиста Альберта Гогуадзе. Паустовский поэкспериментировал с композицией: герой сидит у окна троллейбуса, однако ракурс выстроен таким образом, что кажется, будто он находится не в современной Москве, а под сводами средневековой архитектуры. Дома на картине изображены в мрачных и холодных тонах. Пейзаж за окном безжизненный и статичный. Композиция картины подчеркивает мироощущение художника, живущего в воображаемом мире, мало связанном с реальностью и не подчиняющемся линейному течению времени.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Дни творения» (1960–1970-е)

В середине 1970-х художник снова обращается к библейской теме. Ее вершиной в творчестве Паустовского можно считать серию из семи работ «Дни творения». Эти картины были написаны не по порядку, в разные годы — в общей сложности художник потратил на них несколько лет. «Дни творения» — это попытка попробовать себя в абстрактной живописи. Каждое полотно серии — законченный образ, результат очень личной и эмоциональной импровизации на важнейшую для художника тему. По мнению Марии Плавинской, серия является психологическим пейзажем души художника во всей полноте и гармонии.

«Голубая чайхана» (1972)

В 1971 году Паустовский заинтересовался восточной культурой. Его вдохновили рассказы друга и художника Дмитрия Плавинского, недавно вернувшегося из путешествия по Средней Азии. Паустовский последовал его примеру. Он посетил Узбекскую, Таджикскую и Киргизскую ССР (сейчас — Узбекистан, Таджикистан и Киргизия). Вернувшись в Москву, художник написал 12 работ в смешанной технике, объединенных среднеазиатской темой. «Голубая чайхана», выдержанная в нежных теплых оттенках, относится к этой серии. В отличие от других работ на этой картине много жизни: природа и люди находятся в гармоничном единении.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Арбатский дворик» (1975)

Пустой городской двор. На улице — ни души. В окнах дома не просматривается ни одного человеческого силуэта. Нет ни деревьев, ни цветов: кругом только каменные строения. Одна-единственная лампочка привносит немного жизни и света в этот почти мистический городской пейзаж.

Паустовский изобразил двор дома, в котором жил. Но это не просто городской пейзаж в привычном понимании. С одной стороны, двор почти лишен конкретных примет времени и места. Однако, как отмечают многие современники художника, в «Арбатском дворике» точно передано ощущение атмосферы середины 1970-х.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Автопортрет на палитре (1970-е)

В Мемориальном доме-музее Константина Паустовского в Тарусе хранится один из самых интересных автопортретов Алексея. На рабочей палитре художника среди засохших густых мазков краски словно проявляется образ автора со звездным небом над ним.

Предполагается, что в один момент тема отражения сути человека в портрете стала настолько сильно его волновать, что он увидел собственные черты в красках на палитре. Позднее художник доработал портрет, а также дорисовал месяц и звезды.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Славим человека труда» в библиотеке № 237

30 апреля
13:00 – 14:00
Бесплатно

«Четвероногий друг» на Цветном бульваре 2024

28 апреля1 мая


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies