Путевые заметки с нового вокзала и жизнь портняжной фабрики. Какой видел Москву Булгаков-журналист

8 сентября
Культура

Михаил Булгаков приехал в Москву в конце сентября 1921 года. Вместе с первой женой Татьяной Николаевной он поселился в квартире 50 в доме 10 на Большой Садовой улице. Это место впоследствии станет прообразом знаменитой коммуналки, фигурировавшей в разных произведениях Михаила Афанасьевича — от фельетонов до легендарного романа «Мастер и Маргарита». Сейчас квартира входит в число самых узнаваемых точек на культурной карте столицы.

В одной из девяти коммунальных комнат Булгаков прожил три года, работая журналистом. Сотрудничество с газетами и журналами помогало бывшему врачу сводить концы с концами. Первые несколько лет начинающий писатель активно публиковался в советских газетах «Гудок», «Накануне», «Рабочий», «Голос работника просвещения» и других.

Несмотря на разную направленность изданий, главными героями многочисленных булгаковских очерков, фельетонов и репортажей можно назвать Москву и ее жителей. Булгаков рассказывал читателям, как молодая столица восстанавливалась после Гражданской войны, как менялись ее облик, культурная программа, вкусы и нравы горожан. И Москва всегда была для Булгакова особым пространством.

Подробнее об этом mos.ru рассказал Иван Назаров, заместитель директора Музея М.А. Булгакова по музейной деятельности и развитию.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Фабрики и заводы

Самая ранняя и сохранившаяся до наших дней публикация Михаила Булгакова в газете датируется 1919 годом — это была статья «Грядущие перспективы» для белогвардейского издания «Грозный». В Москве он в конце 1921 года начал сотрудничать с газетой «Торгово-промышленный вестник», а первый его текст за подписью «М. Булл» вышел в феврале 1922-го в «Правде». Производственный очерк назывался «Эмигрантская портняжная фабрика». Автор задавал в нем неудобные вопросы. Например, как вполне процветающее предприятие может не предоставить условий для более или менее комфортной жизни рабочих? «Условия скверные действительно. Теснота, холод. Хотели мы осенью заготовить дрова, а нам сказали — но только дров нету. Кубы испортились, без кипятку сидели, пока не починили своими средствами. Прямо невозможно существовать. Нам бы нужно было хорошее коммунальное общежитие. Мы бы в нем сами наладили все как следует…» — писал Булгаков в очерке.

Затем в течение полугода писатель сотрудничал с газетой «Рабочий», где опубликовал около трех десятков репортажей о жизни сотрудников разных предприятий и очерк «Красный флаг» к годовщине Парижской коммуны. Любопытно, что многие московские достопримечательности, о которых пишет Булгаков, окружают нас и сегодня. Например, в репортаже «От мая к маю» писатель рассказывал, как получила свое имя кондитерская фабрика «Большевик».

«Эти темы могут показаться не совсем привычными для тех читателей, кто воспринимает Михаила Булгакова исключительно как автора романа “Мастер и Маргарита”, повести “Собачье сердце” и других популярных произведений. Однако Булгаков чрезвычайно разносторонний автор — Москва и жители города оказались запечатлены не только в “закатном” романе, но и во многочисленных очерках и фельетонах на страницах советских газет», — говорит Иван Назаров.

В течение нескольких лет Булгаков сотрудничал с газетой «Гудок» — сначала как литобработчик писем, а затем как штатный фельетонист. За это время на страницах главной железнодорожной газеты было напечатано свыше сотни булгаковских фельетонов. Там же работали многие известные писатели — Юрий Олеша, Илья Ильф, Валентин Катаев и другие.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Работа в «Гудке» вызывала у Булгакова противоречивые чувства и нередко воспринималась как помеха для подлинного писательства. В дневнике 27 августа 1923 года Булгаков отметил: «“Гудок” изводит, не дает писать». Через полтора года это чувство только окрепло: «Сегодня в “Гудке” в первый раз с ужасом почувствовал, что я писать фельетонов больше не могу. Физически не могу. Это надругательство надо мной и над физиологией». В то же время работа в «Гудке» сыграла заметную роль в жизни начинающего писателя — позволила обрести финансовую стабильность и находиться в литературной среде того времени.

Новый Брянский вокзал

В газете «Накануне» 25 мая 1923 года вышли «Путевые заметки», в которых Булгаков делился впечатлениями от поездки на скором поезде № 7 Москва — Одесса. Всякое путешествие начинается с вокзала, и автор не обошел вниманием Брянский (ныне — Киевский) вокзал, открывшийся в 1918 году. Впечатление на Михаила Афанасьевича он (на контрасте со старым) произвел самое благостное, в заметках говорится:

«Новый Брянский вокзал грандиозен и чист. Человеку, не ездившему никуда в течение двух лет, все в нем кажется сверхъестественным. Уйма свободного места, блестящие полы, носильщики, кассы, возле которых нет остервеневших, измученных людей, рвущихся куда-то со стоном и руганью. Нет проклятой, липкой и тяжкой ругани, серых страшных мешков, раздавленных ребят, нет шмыгающих таинственных людей, живших похищением чемоданов и узлов в адской сумятице. Словом, совершенно какой-то неописуемый вокзал. Карманников мало, и одеты они все по-европейски. Носильщики, правда, еще хранят загадочный вид, но уже с некоторым оттенком меланхолии».

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Несмотря на то что фельетоны и репортажи Булгакова не так популярны, как «закатный» роман «Мастер и Маргарита», его opus magnum, поклонники его творчества с легкостью обнаружат узнаваемый авторский стиль и юмор.

Трамваи и пассажиры

В булгаковских очерках начала 1920-х неоднократно говорится о трамваях: автор писал, как ведут себя пассажиры на остановках и в самом транспорте.

«Внутри кондуктор, кондукторша и трое пассажиров. Трое ожидающих сперва машинально становятся в хвост. Но вдруг хвост рассыпался. Лица становятся озабоченными. Локтями начинают толкать друг друга. Один хватается за левую ручку, другой одновременно за правую. Не входят, а “лезут”. Штурмуют пустой вагон. Зачем? Что такое? Явление это уже изучено. Атавизм. Память о тех временах, когда не стояли, а висели», — говорится в одном из очерков.

С юмором Булгаков рассказывал и о тех, кто с помощью общественного транспорта пытался решить квартирный вопрос. В фельетоне под названием «Площадь на колесах» рассказывается, как один пассажир попытался перехитрить систему и «прописался» в трамвае:

«Завесили одну половину — дамское — некурящее. Рамы все замазали. Электричество — не платить. Утром так и сделали: как кондукторша пришла — купили у нее всю книжку. Сперва ошалела от ужаса, потом ничего. И ездим. Кондукторша на остановках кричит: “Местов нету!” Контролер влез — ужаснулся. Говорю, извините, никакого правонарушения нету. Заплочено и ездим».

В тексте упоминается знаменитый трамвай «Аннушка», ходивший по самому популярному городскому маршруту с декабря 1911 года. Булгаковская Аннушка с маслом тут совершенно ни при чем — трамвай получил название из-за того, что ездил по Бульварному кольцу, которое раньше называлось кольцом А. Но если вы все-таки хотите встретиться с героиней, то советуем обратить внимание на рассказ 1922 года «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна». Там из-за нее сгорит знаменитый дом на Большой Садовой. В 1912-м, кстати, на Садовом кольце открыли маршрут Б — он получил название «Букашка».

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка — первый прототип ВДНХ — прошла на территории нынешнего Парка Горького. Для нее построили 255 павильонов, над которыми трудились знаменитые архитекторы Федор Шехтель, Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Эль Лисицкий, Константин Мельников и многие другие.

Булгаков отправился на выставку по заданию газеты «Накануне» и в результате появился очерк «Золотистый город». Вот как Михаил Афанасьевич описывал выставку:

«От Дома крестьянина до берегу реки больше вглубь, в зелень, к Нескучному саду. Неузнаваемое место. По-прежнему вековые деревья и тени, гладь пруда, но в зелени белые, цветные причудливые здания. И почти изо всех пыхтенье, стрекотание, стук машин».

Помимо описания происходящего, а описывает он и павильоны, и цветочный портрет Ленина, и работу экскурсоводов в Доме крестьянина, и гидропланы, и, самое главное, людей, которые пришли на выставку, Булгаков должен был отметить качество многочисленных блюд, которые там подавали, — и сделал это с блеском.

«И тотчас возле него начинает приветливо пахнуть шашлыком. <…> Пельмени ворчат у печей. Жаром веет. Хруст и говор. Едят маслящиеся пельмени, едят какой-то витой белый хлеб, волокут шашлык на тарелках», — говорится в очерке.

Когда заведующий финотделом газеты спросил, компенсацию за какие расходы хочет получить автор, Булгаков не растерялся. Счет у него был уже заготовлен, и там значились затраты на ознакомление с блюдами и напитками разных республик — обеды, ужины, закуски, дегустации вин. Но больше всего ошеломило заведующего, что «гомерический счет на шашлыки, шурпу, люля-кебаб, на фрукты и вина» был за двоих. «Без дамы я в ресторан не хожу, — невозмутимо сказал Михаил Афанасьевич, — а в фельетоне отмечено, какие блюда даме пришлись по вкусу!»

Московская погода

В 1920-е годы Михаил Булгаков вел дневниковые записи, отразившие значительное количество явлений. Рассказывал он и о лете 1923-го, которое выдалось на редкость дождливым.

«Лето 1923-е в Москве было очень дождливое. Слово “очень” следует здесь расшифровать. Оно не значит, что дождь шел часто, скажем, через день или даже каждый день, нет, дождь шел три раза в день, а были дни, когда он не прекращался в течение всего дня. Кроме того, раза три в неделю он шел по ночам. Вне очереди начинались ливни. Полуторачасовые густые ливни с зелеными молниями и градом, достигавшим размеров голубиного яйца», — сокрушался он.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Там же автор писал, что после потопов было тяжело перебраться с одного тротуара на другой. Извозчики помогали бедолагам только за деньги. Впрочем, на фотографиях, сделанных в то время, можно увидеть, что для многих москвичей сильный дождь не повод расстраиваться: непривычная погода может подарить и неподдельную радость.

Материал подготовлен совместно с Музеем М.А. Булгакова и Музеем Москвы

Источник: mos.ru

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies