С наступлением тепла в столице открылся сезон летней навигации. На Москве-реке появились разноцветные теплоходы с креслами на самой корме. В 2024-м посмотреть на город с воды можно было и в холодное время года, купив билет на современные электросуда. Благодаря уникальному строению они курсировали по реке даже зимой.
Развивается в столице и традиционный водный транспорт. Пуститься в путешествие можно от столичных речных вокзалов. В этом году от них отправляются суда почти в 50 крупных городов и населенных пунктов страны.
Рассказываем, по каким правилам передвигается речной транспорт и кто следит за правилами движения в акватории столицы.
Столичная акватория — уникальная система. В нее входит не только Москва-река и канал имени Москвы, но также Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское водохранилища. По Москве-реке в центре города по так называемому центральному бьефу курсируют прогулочные теплоходы и регулярный речной транспорт, по каналу имени Москвы проходят крупные туристические суда, а в водохранилищах можно покататься на катерах и яхтах.
Большой водный транспорт начинает свой путь от речных вокзалов. Сегодня их в столице два — Северный и Южный. От Южного речного вокзала теплоходы отправляются в Нижний Новгород, Рязань, Муром, Коломну, от Северного — в Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов, Кострому, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад и другие города России.
«От Северного речного вокзала отходят круизные и прогулочные суда. Они подходят к причалу, обслуживаются и забирают пассажиров. Для каждого есть свое место для швартовки, подходящее по длине и высоте. На Северном речном вокзале оборудовано 17 разных причалов, поэтому здесь останавливаются суда любых размеров. Пристать у причала может, например, даже самый большой круизный лайнер в России “Мустай Карим”», — отмечает директор Северного речного вокзала Максим Лисов.
Пришвартовать многотонный теплоход у речного вокзала помогают специалисты с берега — боцманы и матросы. Они встречают судно на причале, принимают швартовы и подсказывают капитану точное положение, если это необходимо. Кроме того, при подходе теплохода к вокзалу с ним связывается диспетчер. Он заранее знает, какое место по своим габаритам может занять судно, и называет капитану номер причала.
Маяком для прибывающего судна служит не только голос диспетчера речного вокзала, но и само здание. Его украшает 27-метровый металлический шпиль с пятиметровой позолоченной звездой. С открытием навигации его поднимают, и звезду становится видно издалека.
«Путешествие по воде — большая работа. Здесь нужно не только управлять судном, но и учитывать разные факторы, например направление течения и погодные условия. При сильном тумане и видимости меньше 100 метров отправиться в путь будет сложно», — подчеркивает Максим Лисов.
Москвичи все чаще используют регулярный речной транспорт для ежедневных поездокРечным прогулочным маршрутам присвоили новые номера
Как и на столичных улицах, на воде есть свои правила. Движение в акватории Москвы правостороннее, а главной «дорогой» считается судовой ход — часть водоема с наибольшими глубинами. Он выделен буями и предназначен для движения крупных лайнеров и теплоходов, а малый водный транспорт должен двигаться по его кромке, чтобы не мешать их проходу.
Большие суда называются регистровыми. Их длина — более 23 метров, на борту могут уместиться от 12 человек, включая экипаж. Суда с меньшими размерами и пассажировместимостью считаются маломерными. Они должны уступать проход регистровым и следовать строго за ними. Преимущество в движении есть также у транспорта, который идет по течению. В столичной акватории оно направлено с севера на юг.
Капитаны следуют по навигационным приборам, установленным в рубке. Именно они служат судоводителям и навигатором, и светофорами, и дорожной разметкой. Дело в том, что, несмотря на просторы водной глади, в столичной акватории не везде можно маневрировать. Разворачиваться, например, как и на дороге, разрешено только в определенных местах. Это связано с глубиной водоемов и направлением судового хода. При этом о любом предстоящем маневре капитан обязан предупредить других судоводителей. Для этого он выходит на связь по рации.
Несмотря на слаженную работу механизмов, капитаны нередко берут с собой и традиционную бумажную карту — лоцию. Она может пригодиться, если оборудование вдруг выйдет из строя.
Для оповещения других участников движения о маневре у судов есть свои «поворотники». Они работают как фотоаппаратные вспышки, подавая мигающий световой сигнал. Интересно, что на столичных судах можно встретить еще одно устройство — рынду. Это судовой колокол для подачи звукового сигнала при плохой видимости. В давние времена рында служила морякам рацией, а сегодня используется только в чрезвычайных ситуациях. Установлен такой колокол даже на современных электросудах. Об их оснащении рассказал Артем Луковников, капитан с почти 20-летним стажем.
«В акватории Москвы я проработал больше 16 лет, а в прошлом году стал управлять электрическим речным транспортом. При движении на таких судах мы соблюдаем те же правила, что прописаны для традиционных. Отличие есть только в оснащении. Вместо штурвала здесь удобные ручки управления, корпус оснащен современными камерами. Да и само по себе судно более маневренное и экологичное», — рассказывает Артем Луковников.
Для электротранспорта на Москве-реке установили плавучие причалы. Каждый из них разместили в тех местах, где по правилам можно совершать разворот. Электросуда курсируют по реке ежедневно с 07:00 до 23:00. Капитан несет вахту восемь часов. С ним на смену заступают моторист и матрос.
«Наша работа — это ответственность. Мы отвечаем не только за маршрут, но и за безопасность пассажиров. Однажды, когда я еще работал на прогулочном теплоходе, мне довелось спасать упавшего за борт мужчину. Я подал сигнал тревоги другим судам и совершил сложный маневр, чтобы развернуться и вытащить человека, притянув его к борту спасательным кругом, — отмечает Артем Луковников. — Поэтому в путешествии по воде, как и по дороге, тоже стоит быть внимательными и осторожными».
За безопасностью на водоемах столицы следят городские службы. На помощь отдыхающим приходят спасатели, за работу подводных коммуникаций отвечают водолазы, а за соблюдением правил водного движения следят сотрудники водного патруля Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Вооружившись рабочими планшетами, они осматривают водоемы на ярком зеленом катере.
«Ежедневно акваторию города мониторят катера водного патруля ЦОДД. В его составе — капитан, управляющий судном, и моторист, который следит за состоянием механизмов. Патрульный смотрит за обстановкой на воде. При необходимости останавливается и проводит с судоводителями профилактические беседы. Также он фиксирует возможные нарушения и передает информацию диспетчеру речного ситуационного центра ЦОДД. Затем сведения отправляются ответственным ведомствам для принятия дальнейшего решения», — говорит руководитель водного патруля ЦОДД Иван Грос.
По словам эксперта, самое частое нарушение в столичной акватории — подход маломерных судов к городским причалам. Нередко москвичи останавливают лодки и катера в местах, предназначенных для крупных прогулочных теплоходов. Это запрещено правилами. Нельзя также останавливаться и совершать обгон под мостами. Под такими конструкциями суда должны проходить строго по одному, чтобы не задеть и не повредить их опоры.
Кроме того, при движении на воде нужно следить за скоростью. Максимальная допустимая в акватории Москвы — 15 километров в час, а у Северного речного вокзала — 10 километров в час.
«И еще одно важное правило — не заходить на судовой ход. Именно поэтому в центральном бьефе Москвы-реки нельзя плавать на надувных и деревянных лодках. Порыбачить на таком судне можно в затонах и на водохранилищах — вдали от хода крупного речного транспорта», — подчеркивает Иван Грос.
Купить билет на речную прогулку, посмотреть расписание и увидеть движение судов в режиме реального времени можно в приложении «Московский транспорт».
Быстро, удобно, экологично: 500 тысяч поездок совершили пассажиры двух маршрутов регулярного речного транспортаНа волне с пассажирами: как устроены новые речные электросудаО Москве-реке: какую роль главная водная артерия города играет в жизни современной столицыКакой транспорт ходил по Москве-реке в разные эпохи