Прометей ХХ века и индийская интеллектуальная игра. История из Музея Скрябина к Всемирному дню шахмат

20 июля
Культура

20 июля отмечается Международный день шахмат — в этот день в 1924 году была основана Международная шахматная федерация. В 2019-м Организация Объединенных Наций провозгласила 20 июля Всемирным днем шахмат в знак того, что этот интеллектуальный спорт может менять взгляды людей, вдохновлять их, способствовать преодолению барьеров и предрассудков.

К празднику рассказываем историю из Мемориального музея А.Н. Скрябина о том, какую роль шахматы играли в жизни выдающегося композитора и как они связаны со знаменитой светомузыкальной поэмой «Прометей».

Увлечение Востоком и Индией

Многие представители Серебряного века увлекались восточной культурой — в творчестве некоторых из них эту тему можно даже назвать определяющей. Мода на Восток охватывала и Европу, и Россию: философы, художники, писатели и композиторы изучали азиатские религии, вдохновлялись местной экзотикой, искали духовные ценности, принципиально несхожие с разочаровавшими их западными. Всерьез интересовался этим и Александр Скрябин.

Одной из ключевых для композитора была идея синтеза искусств, религии и философии. Он был очень разносторонним человеком. Целью его новаторского творчества была духовная трансформация, а также преображение обыденного человека в мудреца, расширение интеллектуальных горизонтов, и во многом именно поэтому Скрябина чрезвычайно увлекла Индия и ее культура. В рабочем кабинете, где композитор создавал свои музыкальные произведения, висит картина «Восточный мудрец». Герой изображен созерцающим белый лотос (индийский символ чистоты, совершенства и просветления).

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Александр Николаевич вдумчиво изучал санскрит — в личной библиотеке композитора в музее хранится учебник, где он оставил немало карандашных пометок. Слова на санскрите композитор выписывал в рабочую тетрадь, чтобы в дальнейшем создать на их основе особый, сакральный язык для «Мистерии». Скрябин мечтал отправиться в Индию, более того, именно там он хотел исполнить свое грандиозное действо, которое, по замыслу автора, должно было сочетать в себе все виды искусства. Однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь, и «Мистерия» так и осталась незавершенной.

Игра мудрецов

Увлечение шахматами стало естественным продолжением любви Скрябина к Индии, оно же гармонично сочеталось с идеей умудрения человека — действительно, что может помочь этому лучше, чем древняя интеллектуальная игра? Шахматы, наряду с философией, были для него инструментом преображения и усиления способностей разума.

В Мемориальном музее А.Н. Скрябина, рассказывает заведующий сектором отдела научной работы востоковед Арег Мехакян, хранится несколько шахматных экспонатов. На представленной фотографии композитор запечатлен во время партии с другом Александром Мозером. Мозер был инженером-электриком, создавшим тот самый уникальный световой круг, необходимый Александру Николаевичу для домашнего исполнения светомузыкальной поэмы «Прометей». Изобретение Мозера тоже можно увидеть в музее.

«Еще одним партнером Скрябина по шахматам был другой его друг — известный пианист, музыкальный и общественный деятель ректор Московской консерватории Александр Гольденвейзер. Он был толстовцем, на протяжении 15 лет часто бывал в Ясной Поляне и играл в шахматы также с самим Львом Толстым, страстным любителем интеллектуальной игры. Кроме того, бывая в имении графа, Гольденвейзер музицировал и часто исполнял произведения Скрябина. Толстой, ко многим деятелям искусства относившийся крайне скептически, очень ценил талант композитора и любил его произведения», — рассказывает Арег Мехакян.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Шахматная доска и фигуры, хранящиеся в музее, — оригинальные, те самые, что запечатлены на фотографии. Также на ломберном столике можно увидеть книгу из личной библиотеки композитора «Руководство к изучению шахматной игры» Жана Дюфреня в переводе Эммануила Шифферса. Хотя Скрябина нельзя было назвать очень сильным шахматистом (играл он любительски, часто проигрывал, особенно Гольденвейзеру, но не унывал), тем не менее он изучал комбинации и внимательно читал пособие. На страницах книги сохранились пометки, сделанные рукой композитора. Между прочим, сильнейший шахматист рубежа XIX–XX веков Михаил Чигорин похвально отзывался об этом труде Жана Дюфреня, а для чемпиона мира Василия Смыслова он стал в свое время одной из первых книг о шахматах.

Первая светомузыкальная поэма

Один из друзей Александра Николаевича — музыковед, критик и биограф композитора Леонид Сабанеев в воспоминаниях о композиторе писал, что шахматы нужны были Скрябину не только для усиления ума, но и для отдыха. За шахматную доску и «мирную» игру он садился, чтобы избавиться от нервного перенапряжения и мыслительного транса, в которые его могло погрузить сочинение музыки.

Ум композитора и ум шахматиста порой действуют схожим образом — об этом высказывался, например, Сергей Прокофьев, в ранний период творчества испытавший влияние творчества Александра Скрябина. Прокофьев говорил, что стратегия шахматной игры помогает ему в работе. Это связано в том числе с принципом использования комбинаций (он был самым сильным среди композиторов шахматистом).

Периоды интенсивного увлечения Скрябина шахматами приходились на время создания знаковых произведений, в частности первой в истории культуры светомузыкальной поэмы, новаторского синтетического сочинения «Прометей». Поэма намного опередила свое время — именно в ее партитуре композитор использовал уникальную строку света Luce. В начале XX века это была настоящая революция в области искусства.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

«“Прометей” представлял собой синтез во многих отношениях — в частности, стал соединением религиозно-философских традиций Греции и Индии. Это рассказанный музыкальными средствами миф о титане Прометее, где в хоровой партии композитор использовал слово на санскрите. Также это философски значимый опус, ведь речь в произведении идет о преображении человека. Оркестр воплощает Вселенную, необузданную и непознанную природу, а главный герой (сам Скрябин, солирующий на рояле) символизирует человеческий разум, который должен постичь законы природы. Поначалу имеется некий концерт-состязание между солирующим фортепиано и оркестром, но в финале сливаются хор, солист и оркестр, главный герой поэмы, человеческое сознание озаряется космическим светом, символически представленном в виде фиолетово-белого фа-диез-мажорного аккорда. Светотворческий финал “Прометея” знаменует также достижение “всеединства”, одна из главных философских идей Серебряного века, провозглашенная философом Владимиром Соловьевым», — поясняет Арег Мехакян.

Световую партию «Прометея» удалось исполнить не сразу. В 1910 году, когда была создана поэма, просто не существовало технических средств, аппаратуры и проекторов, чтобы в большом помещении (а Скрябин представлял себе премьеру в большом зале Дома Благородного собрания) представить ее со световыми эффектами. Только 1915 году в лаборатории инженера Томаса Эдисона изготовили большой световой орган, и в Нью-Йорке в Карнеги-холле поэму «Прометей» исполнили так, как задумывал композитор.

Невидимая, но очень важная: хранители трех московских музеев — о своей работе

«Свет — цель искусства Скрябина. Его недаром называют композитором света, Прометеем ХХ столетия. И свет в данном случае не метафора или риторическая фигура. Александр Николаевич ощущал внутри свет, был отмечен некой высокой сакральной силой, а друзьям говорил, что чувствует в себе такой свет, такой огонь, что обязательно должен принести его людям. “Прометей” — наглядное воплощение этой идеи», — говорит Арег Мехакян.

Согласно древней легенде, брамин Сисса изобрел шахматы для индийского короля в образовательно-просветительских целях. Скрябин же мечтал познакомиться с индийскими мудрецами-браминами, чтобы приобщиться к их знаниям. Именно изучение стратегий шахматной игры стало одним из способов познания композитором древнеиндийских традиций мудрости и просвещения.

 

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Новые сказки» во Всероссийском музее декоративного искусства

6 сентября20 ноября

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies