Признание в любви из кусочков дерева: четыре экспоната выставки в «Кускове»

19 июня 2023
Культура

В усадьбе Кусково открылась выставка «Древесные узоры», на которой гостям показывают лучшие образцы мебельных коллекций усадеб Кусково и Останкино. Все предметы, представленные там, выполнены в сложной технике маркетри — одной из разновидностей инкрустации по дереву. В переводе с французского marqueterie означает «мозаика». Техника появилась во Франции во второй половине XVI века, когда изобрели станок для производства строганого шпона (тонкий лист древесины). На шпон с эскизом, который служил основным фоном, наклеивали кусочки цветных пород древесины. Таким образом получалась единая картина, похожая на мозаику.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Филигранная работа требовала большой сосредоточенности. Тщательно накладывая маленькие кусочки, подбирая их по цвету и текстуре, мастера часто портили зрение, но зарабатывали при этом огромные деньги. Заказчиками столов, комодов, шкафов, кресел и других вещей, украшенных маркетри, были высокопоставленные особы, не скупящиеся отдать до неприличия большую сумму.

Со временем мода на такую мебель пришла в другие страны. В России она появилась во время правления Екатерины II. Сначала императрица выписывала специалистов по маркетри из Европы, но затем к диковинной технике приноровились и местные мастера. В работе тех и других, конечно, были отличия: например, в европейских странах с помощью мозаики чаще всего изображали стилизованные строения, античные руины, а в России это были конкретные городские пейзажи — виды Московского Кремля, Петербурга, Твери и других городов.

Стол с усадебной панорамой (конец 1770-х — начало 1780-х годов)

Пожалуй, самый известный из отечественных мастеров маркетри — столяр-краснодеревщик Никифор Васильев из Охты. Это было небольшое поселение, пригород Петербурга, куда со времен Петра I переезжали мастера прикладного искусства из других российских губерний — они помогали создавать мебель и предметы интерьера для дворцов. Уже к последней трети XVIII века здесь сформировалась крепкая мебельная школа мастеров маркетри, и вещи, созданные ими, ничем не уступали европейским.

В конце 1770-х — начале 1780-х годов Никифор Васильев создал стол для хранения нот и гравюр, который стал главным экспонатом выставки. Можно разглядеть дворец, церковь Всемилостивого Спаса, павильон «Грот», Итальянский павильон, Голландский домик, Большую каменную оранжерею и другие постройки. В нижней части столешницы — Большой Дворцовый пруд с лодкой: гости усадьбы того времени любили водные забавы.

Обманки, шпалеры и зеркала, отражавшие Екатерину II. Как устроен дворец в «Кускове»

Заслуживает внимания история создания гравюры, которую скопировал в маркетри Никифор Васильев. Еще не окончив строительство усадьбы, Петр Борисович Шереметев пригласил сюда русских художников под руководством Михаила Махаева, чтобы те запечатлели великолепные виды. Они создали 13 картин, которые в 1771 году отправились во Францию, где на их основе сделали гравюры и растиражировали, объединив в альбомы. Позже их преподнесли в подарок членам императорской семьи, которые и дали мастеру доступ к ним.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Этот стол — единственная подписанная Васильевым работа. В правом нижнем углу столешницы он оставил автограф: «Наклеивал Никифор Васильев». Дело в том, что в России не было традиции подписывать мебель, и исследователи опознавали того или иного мастера разве что по технике исполнения и выбору сюжетов для декорирования, характерным для него. Визитной карточкой Васильева были большие панорамы русских усадеб и городов.

Ломберный столик (последняя четверть XVIII века)

Самым большим спросом у заказчиков пользовались так называемые ломберные столики. Название происходит от карточной игры ломбер, которую очень любила Екатерина II. Такие столики были непременным атрибутом всех подмосковных усадеб Шереметевых: Кускова, Останкина, Маркова и других. Их размещали в парадных гостиных, за игру усаживались после ужина.

Стол, представленный на выставке, имеет раскладную столешницу. Чтобы она держалась, мастер приделал специальную отставную ножку. Поверхность стола разных оттенков, как и украшающие ее растительные узоры, выполнена из таких пород дерева, как американский орех, груша, клен — серый и белый. Центральное пространство столика затянуто зеленым сукном, на котором записывали счет игры. По краям — углубления для игральных фишек (лунки). По воспоминаниям современников, Екатерина II предпочитала расплачиваться бриллиантами.

Ломберный столик (1780-1790-е)

Второй ломберный столик на выставке — пример того, как такие вещи выглядят в закрытом виде. Внешняя часть столешницы тоже щедро украшена деревянной мозаикой: в центре — пышный цветочный букет, по краям — растительные узоры. При изготовлении использовали хвойные породы дерева, липу, розовое и сатиновое дерево, палисандр, орех.

Исследователи считают, что этот столик сделал известный мастер Христиан Мейер, хозяин крупной петербургской мастерской, поставщик мебели для Екатерины II. Без подписи точно определить авторство невозможно, однако на это указывают косвенные признаки, а также схожесть с другими вещами, которые, по воспоминаниям современников, совершенно точно сделал он. Если, например, Никифор Васильев больше специализировался на архитектуре, то Мейер был последователем английского классицизма с его любовью к упорядоченности, четкости и растительным орнаментам, более контрастным сочетаниям пород дерева.

Кроме того, в отделке ножек столика можно увидеть популярный в тогдашней Англии хаск-орнамент в виде полураскрытого зерна. Мейер любил такой орнамент и часто его использовал.

Столик-бобик (1770-1780-е)

Еще один интересный экспонат выставки — столик-бобик с бортиком, по форме напоминающий большой боб. Это название закрепилось в XIX веке, а еще раньше их называли выгибными. За ними было удобно пить чай, вязать, писать письма и при этом не опасаться, что что-то упадет на пол. Известно, что к таким столикам питала слабость Екатерина II.

Столешницу украшает пасторальная сцена, имеющая скрытое символическое значение. В центре выложена яблоня — древо женской силы — с крупными плодами, под которой мужчина дарит возлюбленной букет цветов. Слева от них — огромный куст розы без шипов, обозначающий преклонение перед чистой женской красотой. Справа от пары — вишневое дерево, указывающее на то, что любовные отношения между людьми уже начались.

Рисунок отличается от всех других очень яркими цветами. Мозаика набрана из розового и красного дерева, хвойных пород, эбена, палисандра, ореха, травленого клена. Травление, или вымачивание, древесины помогало добиться таких оттенков.

Согласно дворцовой описи 1802 года, столик находился в галерее Останкинского дворца, которая вела в «репетишную» комнату крепостных актрис. Среди них была Прасковья Ковалева-Жемчугова, впоследствии вышедшая замуж за Николая Шереметева. По всей видимости, стол стал подарком, который влюбленный граф преподнес избраннице.

Подмосковный Парнас. Как создавался кусковский усадебный парк

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Мой милый дом» в Доме-музее академика С.П. Королева

1 июня 20231 августа 2025

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies