Профессионализм, знание архитектуры разных периодов, умение распознать замысел авторов старинных построек, уважительно восстановить и сохранить памятник с учетом его истории и окружающей застройки, а затем интегрировать в жизнь столицы, чтобы современники и будущие поколения чувствовали связь с городом и его историей. Это можно считать творческим девизом почетного реставратора Москвы Надежды Даниленко.
Сейчас она руководит процессом реставрации Славяно-греко-латинской академии на территории Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, древнейших строений Богородице-Рождественского монастыря и других сложнейших и одновременно особо ценных для столицы архитектурных памятников.
Будущий реставратор родилась в Москве, училась в школе № 201 имени Зои и Александра Космодемьянских. Рисовать начала рано, посвящая рисунку все свободное время и пробуя себя в разных жанрах. Это увлечение и определило выбор профессии.
«После школы я поступила в Московский архитектурный институт на факультет жилых и общественных зданий, где большое внимание уделяли изучению памятников архитектуры и их сохранению. Именно в те годы желание восстанавливать исторический облик Москвы оформилось окончательно», — рассказывает Надежда Даниленко.
Профессиональную деятельность она начала в небольшой московской мастерской компании «Росреставрация». Это был сплоченный коллектив архитекторов, инженеров, историков, технологов, художников, вдохновленных любовью к своему делу. В дальнейшем при образовании института «Спецпроектреставрация» мастерская превратилась в крупную комплексную организацию, где Надежда Даниленко прошла все этапы становления — от простого архитектора до главного архитектора проекта.
Говоря о важности сохранения культурного наследия, Надежда Даниленко вспоминает слова Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Исследуя старинные дома, усадьбы, церкви, пережившие за долгую жизнь немало потрясений, хранящие память об ушедших эпохах, реставратор узнает много интересного и важного. А восстанавливая их, делится знаниями с другими.
По ее словам, реставрационная деятельность в Москве в последние годы вышла на качественно иной уровень: увеличилось количество восстановленных объектов, появились новые методы и технологии, помогающие тщательнее и детальнее изучить и сохранить памятники, подчеркивая историю застройки столицы.
Надежда Даниленко уверена: старинные здания должны жить и продолжать функционировать, несмотря на то, что современные условия использования отличаются от тех, при которых они были построены. Например, печное и паровое отопление давно заменили на центральное, что вносит коррективы в проведение работ.
В связи с этим адаптация к новым требованиям эксплуатации — отдельный и крайне важный аспект. Ведь не только специалисты, но и обычные горожане, глядя на отреставрированный памятник, должны безошибочно отличать его историческую часть, подлинный облик и планировочную структуру от привносимых элементов.
«В этом и заключается принцип классической реставрации и приспособления. Реставратор, как хороший врач, должен не только “вылечить” своего пациента, но и сделать его дальнейшую жизнь максимально комфортной. При такой работе на авторе проекта лежит огромная ответственность: ему необходимо использовать всю полноту накопленного опыта, уникальные материалы, а порой принимать нестандартные решения», — объясняет Надежда Даниленко.
Звание почетного реставратора Москвы Надежда Даниленко получила в 2014 году. Благодаря ее труду более 60 архитектурных шедевров обрели новую жизнь. Она особо выделяет Богоявленский монастырь, основанный в XIII веке сыном Александра Невского Даниилом, называя этот объект одним из самых сложных и интересных.
Реставрационные работы в монастыре начались в 1982 году. Главы и барабаны к тому моменту были утрачены, верхняя кладка свода находилась в открытом состоянии, на образовавшейся площадке росли березы и иван-чай. Москвичи, привыкшие за долгое время к такой картине, называли собор «церковью с березами». В помещениях располагались мастерские со станками и множество производственных коммуникаций: трубы, воздуховоды и другие инженерные сети, требовавшие демонтажа при сохранении подлинных элементов здания.
«В ходе реставрации мы сделали множество открытий. К примеру, удалось обнаружить остатки первого каменного храма, относящегося к периоду XIV-XVI веков, и ценнейший некрополь, который досконально изучили и тщательно зафиксировали в проекте, что впоследствии позволило его музеефицировать. Кроме того, благодаря проведенным исследованиям впервые подтвердили историю возникновения Богоявленского монастыря на территории Китай-города как древнейшего монастыря в непосредственной близости от Кремля», — говорит Надежда Даниленко.
Специалистам удалось сохранить и отреставрировать не только элементы фасадов, но и интерьеры. Восстановили великолепные горельефы итальянских мастеров, многоярусный барочный иконостас. А благодаря реставрации архиерейского и келейного корпусов монастырь сегодня воспринимается как единый исторический комплекс.
В качестве главного архитектора Надежда Ивановна принимала участие в возрождении других, не менее значимых для истории Москвы объектов: в частности, яруса звона и шатра колокольни храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, завершения шатра церкви Святителя Алексея в Рогожской слободе. Совместно с почетным реставратором Леонидом Островским Надежда Даниленко работала над восстановлением колокольни Заиконоспасского монастыря на Никольской улице.
«Надо отметить, что в свое время завершения церквей и высокие колокольни служили своеобразными доминантами в панораме древнего города. Поэтому их воссоздание — одна из первостепенных задач реставраторов, поскольку они восстанавливают исторический облик Москвы. Для этих целей в научно-исследовательском институте “Спецпроектреставрация” разработали уникальный метод фотограмметрии, с помощью которого стало возможно вернуть полностью утраченные элементы зданий по сохранившимся архивным историческим фотографиям», — говорит реставратор.
Отмечает Надежда Даниленко и свое участие в реставрации Триумфальной арки. В процессе работ специалисты провели комплексные научно-проектные исследования, включающие разработку уникальной методики восстановления материалов памятника, находящегося в условиях невероятно агрессивной среды Кутузовского проспекта. Это позволило сохранить и отреставрировать сильно разрушенную белокаменную облицовку арки, а также литые чугунные скульптуры. При их изучении были обнаружены подлинные авторские клейма на металле.