Лето — пора приятных прогулок и новых открытий. Объединить все это можно в павильоне № 31 «Геология» на ВДНХ, где в мае открылась выставка «12 признаков живого». Ее создание приурочено к 100-летию со дня основания Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.
Снаружи павильон кажется небольшим, но внутри москвичей ждет целый мир, посвященный всему живому: экспозиция рассказывает, что такое жизнь с точки зрения науки. Посетители узнают, кто питается пенопластом, услышат шепот растений и увидят самое большое семя на планете.
О том, чем еще примечательна выставка и какие экспонаты не стоит оставлять без внимания, — в материале mos.ru.
Экспозиция состоит из 12 разделов, каждый из которых соответствует одному признаку, отличающему живое от неживого. Посетителей ждет около 600 экспонатов и девять объектов современного искусства. Художники со всей России создавали их специально для этой выставки. Некоторые экспонаты можно трогать, изучать и фотографировать.
«Выставка — совместный проект современных художников и Биологического музея имени К.А. Тимирязева. С одной стороны, экспозиция возвращает к основам биологии, а с другой — расширяет представление о музее, делает его мультимедийным. Тут можно послушать истории о науке, оценить разнообразие коллекций или посмотреть, как разные концепции вдохновляют художников на создание арт-объектов», — рассказывает Маргарита Атрощенко, заведующая отделом зоологии Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.
Москвичи могут не просто рассмотреть предметы, а отправиться в настоящее путешествие по павильону. Для этого при покупке билета выдают смартфон с интерактивным маршрутом. Он поможет посетителям ориентироваться на выставке и знакомиться с разделами в определенной последовательности. Гид адаптирован также для людей с нарушениями зрения и слуха: можно выбрать режим с указанием на тактильные экспонаты или включить сурдоперевод.
Наша экскурсия начинается прямо у кассы музея. Первый раздел выставки посвящен клеточному строению. Там представлены гнезда с яйцами разных птиц — от вороны до завирушки. Сперва это путает непросвещенных посетителей, но гид объясняет: желток яйца тоже клетка.
Второй раздел рассказывает о взаимосвязи живых организмов с окружающим миром. Тут можно увидеть чучела мышей под стеклянным колпаком. Это иллюстрация опыта Пристли, который выяснил, что растения, помещенные под колпак с животными, позволяли им дышать, обеспечивая кислородом.
Здесь же представлен один из самых любопытных экспонатов выставки — инсталляция «Иллюзия вечности». Ее можно найти за пластиковыми шторами. Под яркими лампами на невысоком столике стоит стеклянная емкость с блоками пенопласта. Если присмотреться, можно увидеть, что внутри обитают личинки жуков зофобасов.
«Это особенные личинки. В их кишечнике живут бактерии, которые помогают переваривать пенопласт. За 10 дней они уже съели несколько блоков толщиной примерно с ладонь. Интересно, что, существуя так близко друг с другом, они не могут превращаться во взрослых особей. Чтобы стать жуками, им требуется некоторое уединение», — объясняет автор проекта, художник Николай Голиков.
Внутри емкости установлены датчики, которые транслируют звук. Так посетители могут услышать, как личинки хрустят пенопластом. Рядом на столике личинку и взрослого жука можно рассмотреть в микроскоп.
Третий раздел выставки посвящен раздражимости. Здесь можно увидеть, на первый взгляд, обыкновенный фикус. Однако у этого растения есть секрет — оно реагирует на свет.
«Не только человек может реагировать на раздражители, — объясняет Маргарита Атрощенко, — растения делают точно так же. Нервной системы у них нет, но электрические потенциалы в клетках образуются. Здесь это показано наглядно: когда на фикус светит лампа, он начинает шептать. Электрический импульс ученые преобразовали в звук, и, когда зажигается свет, мы его слышим».
Справа от фикуса находится еще один арт-объект — скульптура «Останки». По словам сотрудников музея, сейчас она набирает популярность у посетителей. Это скелет неандертальца с двумя черепами и тремя ногами авторства современного художника Александра Дашевского. Скульптура будто смазанная фотография, когда камера не успела сфокусироваться и запечатлеть движение — именно ему посвящен четвертый раздел экспозиции. Скелет можно потрогать и сделать с ним пару креативных селфи.
Следующие три признака («Многообразие», «Ритмичность», «Дискретность и целостность») представлены в самом центре экспозиции — в совместной работе сотрудников Биологического музея и художника Алексея Трегубова. Создатели поместили здесь обитателей столичного парка «Лосиный остров». Композиция тянется почти до самого потолка, а экспонаты сделаны так натурально, что кажется, лось вот-вот оживет или сова вдруг взмахнет крыльями.
У этой работы можно провести много времени, пытаясь рассмотреть всех зверей и птиц. Не сразу заметно, например, что ежик выслеживает жабу, лиса охотится на мышь, а в дальнем углу за лосем прячется большая серая крыса.
Напротив «Лосиного острова» в разделе «Размножение» находится флорариум с разными растениями. Их можно рассмотреть не только через стекло, но и при помощи мультимедийного прибора перископа. В каждом перископе показывают небольшой мультфильм о размножении живых организмов. Изображение проецируется на флорариум, и при просмотре кажется, что, к примеру, нарисованная улитка ползет прямо по ветке за стеклом.
За объектом можно найти еще два интересных экспоната — зуб мамонта, который жил больше 10 тысяч лет назад, и окаменелое дерево. Кстати, посетителям разрешается прикоснуться к этим артефактам.
Далее маршрут ведет в другую часть павильона. Здесь представлены остальные разделы выставки. Например, на стенде «Обмен веществ» можно увидеть влажные препараты в стеклянных сосудах. Среди них и результаты необычных экспериментов, например привитый на тыкву огурец. Практически всем экспонатам на стенде больше 50 лет.
Последние три раздела выставки посвящены наследственности и изменчивости, химии жизни, росту и развитию живых организмов. На стендах представлены чучела животных, раковины моллюсков, минералы и восковые муляжи плодов культурных и диких растений. А рядом настоящее семя сейшельской пальмы — самое большое на планете. В среднем оно весит около 18 килограммов, а созревать может до 10 лет. Уникальный экспонат тоже можно потрогать руками.
В конце маршрута можно увидеть видеозапись арт-перформанса современного художника Юлии Боровой и понаблюдать, как на коже натурщицы «растут» кристаллы ментола.
Выставка «12 признаков живого» не оставит равнодушным ни одного посетителя. Но неменьшее впечатление производит и сам павильон № 31 «Геология». Недавно там завершилась масштабная реставрация.
Здание построено по проекту архитектора Леонида Павлова в 1954 году в стиле советского неоклассицизма. Изначально павильон назывался «Лен, конопля и другие лубяные культуры». С 1956 года там размещали достижения лубяной и шерстяной, а потом льняной и шерстяной промышленности. Спустя три года здание сменило профиль, а внутри открылась экспозиция «Геология».
В 2017 году у павильона обновили фасады, а затем приступили к интерьерам. За последние три года специалисты восстановили паркет и лепнину на потолках, по чертежам воссоздали люстры. Также восстановили окна, сохранив оригинальные ручки и задвижки.
Многое в оформлении интерьеров отсылает к первоначальному названию павильона: потолок украшают цветы льна, а люстры стилизованы под снопы. Реставраторы также нашли декор, посвященный геологии. Его можно рассмотреть на колоннах внутри павильона.
«В процессе реставрации были обнаружены росписи на колоннах. Эти рисунки, посвященные геологии, частично сохранились с 1960-х годов. Каждая картинка имеет свой сюжет: едет машина, летит вертолет, в поход идут геологи», — отмечает Оксана Сидякова, руководитель павильона «Геология».
Декор был закрашен, и только после снятия нескольких слоев краски реставраторы смогли его обнаружить.
Посетить выставку «12 признаков живого» в павильоне № 31 «Геология» на ВДНХ можно со среды по воскресенье с 11:00 до 18:00. Экскурсия займет около часа.
Билеты продаются онлайн.
Сергей Собянин представил основные объекты реставрации 2022 годаВитражи, рубиновая звезда и искусственный мрамор: как реставрируют павильон «Зерно» на ВДНХ