Более 10 лет назад в Мосгазе было принято решение о создании аварийно-спасательной службы. В управлении аварийно-восстановительных работ отобрали лучших специалистов, которые прошли обучение и успешно сдали экзамены в учебном центре МЧС Москвы. Сейчас аварийно-спасательные бригады обеспечивают безопасную эксплуатацию на газовых сетях и в случае нарушений оперативно устраняют их. К их основным обязанностям относится проведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация людей и оказание им первой помощи. Совместно с сотрудниками МЧС специалисты Мосгаза могут заниматься локализацией и ликвидацией аварийных ситуаций.
Как работают бригады аварийно-спасательного формирования Мосгаза и почему важно ответственно относиться даже к ложным заявкам?
Если москвичи чувствуют запах газа, они звонят по номерам 104 или 112. Заявки поступают на пульт оперативного реагирования в уникальную центральную диспетчерскую Мосгаза, находящуюся в новом инженерном центре.
Это просторное помещение с огромным мультимедийным экраном, на который выводится вся необходимая информация для контроля и управления режимами газовых сетей Москвы. Здесь же отображаются аварийные заявки, поступающие от горожан.
«У нас есть четкая градация поступающих аварийных заявок по классификатору в зависимости от их сложности. Понятно, что все заявки важны, их необходимо локализовать и ликвидировать. Мы реагируем на все заявки одинаково: и на запах газа на кухне, и на повреждение газопровода. Но специалистам аварийно-спасательного формирования достаются самые сложные заявки», — уточняет начальник центрального диспетчерского управления Василий Шевченко.
До пандемии в Мосгаз поступало до 2500 звонков в сутки и около 160 заявок. Сейчас цифры меньше, за сутки около 1700 звонков и 120–140 заявок. «Скорее всего, люди откликнулись на призывы руководства города и отправились на дачи. Я думаю, москвичи максимально постарались покинуть город в целях обеспечения режима самоизоляции», — добавляет Василий Шевченко.
Из всех поступающих в Мосгаз заявок бригады аварийно-спасательного формирования выполняют более 30 процентов. Специалисты обязаны выехать на вызов в течение четырех минут и прибыть на место не позднее чем через 40 минут.
В просторный гараж, где стоят специализированные автомобили, забегает аварийная бригада: старший мастер, водитель и три слесаря. По громкоговорителю продолжают объявлять адрес, когда машина с мигалками выезжает на вызов. Заявка срочная — запах газа в подъезде, она поступила через службу 112. По пути специалисты уточняют информацию на электронном планшете. Они видят даже схему газоснабжения дома: все настенные газопроводы, количество плит, наличие проточных водонагревателей и их характеристики.
В машине есть все необходимое, что может понадобиться газовикам. Это и лестница, и мотопомпа для откачки воды, и специализированное оборудование, инструменты и материалы для выполнения работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на газопроводах низкого, среднего, высокого давления. Каждый день специалисты проверяют, чтобы оборудование находилось в рабочем состоянии.
Прибыв на вызов, бригада обеспечивает безопасность места обследования, а затем проверяет наличие сетевого газа. Газовики проходят 12 этажей один за другим, с помощью газоанализаторов разного типа через замочные скважины и щели между стеной и дверью проверяют каждую квартиру.
«Газоанализатор улавливает даже самые небольшие концентрации сетевого газа, что позволяет проверять, есть ли утечка в квартире, не открывая дверь», — уточняет слесарь аварийно-восстановительных работ Александр Хукаленко.
На 12-м этаже действительно присутствует посторонний запах. Открыт проход на крышу. «Проверь, нет ли там баллонов», — говорит старший мастер аварийно-спасательного формирования Андрей Кирюхин своему подчиненному.
В результате проверки газовики обнаруживают банки с растворителем и материалы для герметизации швов на кровле. Здесь же специалисты встречают жительницу дома, которая и звонила в экстренную службу. Ее дверь выходит непосредственно к лестнице на крышу.
«Открыла дверь, почувствовала резкий запах газа, как мне показалось. Оказалось, слава богу, что это не газ. Служба 112 ответила быстро, приехали тоже оперативно, даже десяти минут не прошло. Газовую службу вызвала впервые. И надеюсь, что в последний раз. Хорошо ребята сработали», — говорит девушка.
Источник запаха найден, заявку можно считать ложной. Однако аварийщики продолжают проверку. «На улице проверяем цоколи, подвалы, колодцы. Даже если источник запаха был уже найден в подъезде, все равно нужно проверить», — уточняет Александр Хукаленко.
По его словам, чаще происходят ложные вызовы, но лучше перестраховаться, чем ждать несчастного случая. Александр Хукаленко получил квалификацию спасателя 10 лет назад — одним из первых в Мосгазе.
«Была особая гордость за себя и за предприятие. Эти 10 лет прошли, как один день, — рассказывает Хукаленко. — На аварийно-спасательное формирование приходятся самые сложные случаи. Мы работаем оперативно и ответственно».
Как говорят специалисты, больше заявок поступает весной, когда начинают красить фасады и газопроводы, мыть подъезды или травить насекомых. Люди часто путают газ с запахом углеводородной смеси.
Бригады аварийно-спасательного формирования выезжают также на пожары и обрушения, если рядом есть источники газа. Но руководят ситуацией специалисты МЧС, рассказывает Андрей Кирюхин.
«Когда приезжаем на заявку первой категории — пожар или обрушение, мы поступаем полностью в распоряжение руководителя тушения пожаров. Без его указания мы не заходим в зону чрезвычайной ситуации и даже не отключаем газ, если это не угрожает жизни и безопасности москвичей. К примеру, горит чердак, газ мы сразу не отключаем. Мы приходим, докладываем руководителю пожаротушения: краны там-то, можем закрыть. Он дает указания», — уточняет старший мастер аварийно-спасательного формирования.
После ликвидации открытого огня бригада всегда заходит в квартиру, где произошел пожар. Здесь проверяют газовое оборудование и разводку, устанавливают заглушки или устраняют утечки при необходимости.
Слесарю шестого разряда Алексею Иркутскому не раз приходилось работать на пожарах. Он трудится в Мосгазе уже 13 лет, 10 из них — в аварийно-спасательном формировании. По его словам, навыки спасателей газовикам нужны каждую смену. На счету Алексея Иркутского есть случаи оказания первой помощи, вывода людей из зоны чрезвычайных ситуаций, а это спасенные жизни.
«В нашей работе встречается всякое. Был пожар, на котором спасли кошку, надышавшуюся дымом, отпаивали ее молоком», — смущенно говорит он.
В Мосгазе насчитывается 20 бригад аварийно-спасательного формирования, круглосуточно дежурят пять из них. В распоряжении газовиков 18 единиц специализированной техники. В течение года специалисты отрабатывают более 16 тысяч заявок.
Если в квартире или подъезде чувствуется запах газа, нужно срочно позвонить по номерам 104 или 112. По телефону сориентируют, что нужно сделать в первую очередь, а также направят бригаду на место.
Кубок «Москва – на волне»
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России