К Международному дню пожарных, который отмечается 4 мая, Главархив представил новые материалы, посвященные работе пожарной службы в конце XIX — начале XX века.
В XIX веке пожарные команды находились в ведении полиции и были распределены по частям города. Тогда на полицейские подразделения возлагались две задачи — охрана правопорядка и борьба с пожарами.
В 1898 году, согласно приказу обер-полицмейстера Москвы, у них появилась еще одна обязанность — помогать работе первых трех станций скорой помощи. Выездная бригада, состоявшая из врача, фельдшера и санитара, в качестве транспортного средства использовала повозку на конной тяге. Пожарные команды доставляли пациентов в больницы и ухаживали за лошадьми.
На верхней площадке пожарной каланчи, возвышающейся над зданием каждой полицейской части, круглосуточно дежурил часовой. Ему нужно было сообщать о замеченном возгорании и звонить в сигнальный колокол. Для этого он поднимал в определенном сочетании на коромысле каланчи шары, кресты и флаги днем, а по ночам — включал белые или красные фонари, оповещая таким образом горожан о том, в какой части Москвы начался пожар.
В мае 1907-го Финансовая комиссия Московской городской управы рассматривала вопрос о переходе пожарной команды в полное хозяйственное распоряжение города. Однако действовавшие тогда законоположения, изданные в начале XIX века, не давали такой возможности. С учетом этих обстоятельств и в целях «ныне же идти навстречу улучшения в техническом устройстве пожарной команды» Финансовая комиссия вынесла решение: «…сделать значительное сокращение в числе пожарных лошадей и бочек обоза, а также вовсе упразднить некоторые из пожарных частей».
Еще она признала необходимым при покупке следить, «чтобы все без исключения имущество <…> точно заносилось в инвентарь городской пожарной команды». В результате управе одобрили кредит в размере девяти тысяч рублей на переустройство пожарных команд в Мясницкой, Рогожской и Сущевской частях, а также кредит в одну тысячу рублей на устройство четырех учебных городков для пожарных.
В Главархиве хранится рапорт московскому градоначальнику Александру Адрианову, в котором брандмайор (начальник пожарной охраны) Николай Матвеев указывал на необходимость организации специальной фотографии «для наглядного ознакомления чинов пожарной команды со строительным искусством и пожарной техникой».
Николай Матвеев подчеркивал значение «систематически подобранных и помещенных в музее при пожарном депо с необходимым пояснительным текстом» фотоснимков о жизни и работе пожарных города, которые могли бы стать незаменимым материалом по истории пожарного дела в Москве, рассказать о его совершенствовании и развитии.
До 1917 года московские пожарные были спасателями широкого профиля, их привлекали к работам по ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий. В апреле 1908-го, после крупнейшего в Москве наводнения, весь личный состав пожарной команды в течение нескольких дней был задействован в работах по откачке воды, оказанию помощи пострадавшим и приведению в порядок набережных и улиц.
Также с 1908 года Московская пожарная команда начала закупать пожарные автомобили разных марок, некоторые были собраны на московских заводах частично из деталей зарубежного производства. К концу 1915-го пожарными автомобилями располагали Городская, Мясницкая, Арбатская, Сретенская, Пречистенская, Пятницкая, Басманная и Сущевская части.
В Архивном фонде Москвы находятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-, аудио- и видеоматериалы. Архивные фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах.