Музей-заповедник «Царицыно» празднует 295-летие со дня рождения Екатерины II, без которой не было бы ни дворцов, ни нежной готики, ни самого названия «Царицыно». В память об императрице и ее неуемной фантазии с 23 апреля в Большом дворце откроется капсульная выставка, представляющая избранную иконографию российской самодержицы.
Императрице, пожелавшей иметь близ Москвы летнюю увеселительную резиденцию, в музее-заповеднике «Царицыно» посвящены две масштабные экспозиции — «Екатерина II. Золотой век Российской империи» и «Царицыно Екатерины II», а также главный экспонат — скульптура, созданная в 1896 году Александром Опекушиным и с 2007-го украшающая Екатерининский зал Большого дворца. Новый выставочный проект — дополнение к уже рассказанной истории. Три десятка портретов императрицы — на них она стоит, сидит, смотрит на художника прямо или искоса, изображена анфас и в профиль — экспонируются рядом на одной стене.
Среди портретов, представленных в экспозиции, есть работа кисти Петра Дрождина 1797 года, которую царица любила больше других. Художник писал императрицу не с натуры — такой прерогативой пользовались лишь немногие придворные живописцы, например Иоганн Лампи-старший или Федор Рокотов, а с одного из самых оригинальных ее портретов, созданного 10 годами раньше. Его автор — крепостной художник Михаил Шибанов. Во время крымского путешествия императрицы в 1787-м по заказу Григория Потемкина он изобразил Екатерину II в бархатном кафтане и собольей шапке — без скипетра, аллегорических животных и орденских лент. Ей неожиданно понравился этот сдержанный образ, и впоследствии она просила писать портреты именно с него, а потом дарила эти картины приближенным и гостям. Оригинал Шибанова хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а в «Царицыне» — его точная копия.
В экспозиции есть еще две картины, на которые стоит обратить внимание. Первая —портрет, созданный в 1770-е Генрихом Бухгольцем. Он писал в духе датского живописца Виргилиуса Эриксена, много лет проработавшего в России. Вторая — портрет кисти Леонтия Миропольского, отреставрированный в прошлом году в Санкт-Петербурге по заказу «Царицына».
Один из двух объемных экспонатов — арт-объект, созданный по мотивам коронационного платья 1762 года из фондов Музеев Московского Кремля. Группа из четырех дизайнеров использовала современные технологии (плоттерную резку) и материалы (тайвек), чтобы повторить орнамент и аппликацию в виде двуглавых орлов, которой украшен оригинальный наряд. Макет платья размещен на двухметровом манекене и подсвечен изнутри так, чтобы каждая деталь была видна.
В названии инсталляции использована фраза, которой Екатерина II обычно заканчивала письма близким людям, к примеру сыну Павлу или Григорию Потемкину: «Впрочем, пребываю вам доброжелательная». На современный русский язык можно перевести как «Искренне ваша» или «Всегда на связи».
Экспозиция в Большом дворце, посвященная Екатерине II, — прелюдия к празднованию 40-летию музея-заповедника «Царицыно». Выставка «Люди и фонды» откроется в начале лета. Она расскажет о четырех десятилетиях, ушедших на становление музея, и познакомит с разнообразными коллекциями и людьми, продолжающими создавать его сегодня.