В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца», представляющая подарки, которые делали и получали представители нескольких поколений Романовых. Из музея-заповедника «Павловск» в «Царицыно» привезли почти 250 подарков разных лет. Самые интересные из тех, что выставлены в царицынском Хлебном доме, – в совместном материале с агентством «Мосгортур».
Резиденция Павловск возникла неподалеку от Санкт-Петербурга в конце XVIII века как подарок Екатерины II своему сыну и наследнику великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне по случаю рождения у них первенца Александра. Экспозиция начинается с супружеской четы первых хозяев Павловского дворца и их многочисленных детей.
Почти половина выставки имеет отношение к Марии Федоровне, урожденной принцессе Софии Марии Доротее Августе Луизе Вюртембергской, которая в 1776 году стала второй женой будущего Павла I. В этом браке родились десять детей, поэтому поводов для подарков было предостаточно – дни рождения, тезоименитства (именины члена царской фамилии), православные праздники.
Мария Федоровна предпочитала дарить вещи, сделанные своими руками. Она прекрасно рисовала, любила копировать гравюры с картин модных художников, занималась гравировкой и глиптикой – резьбой по камню, не гнушалась подойти к токарному станку, следуя моде на художественную обработку слоновой кости, янтаря или дерева, введенной среди русской аристократии Петром I. Чертежи для ее работ часто готовили придворные архитекторы Винченцо Бренна и Карло Росси.
В 1790 году Мария Федоровна преподнесла Екатерине II на день рождения портрет своих детей – профили, изображенные на молочном стекле. Императрица была впечатлена изящным подарком. Вскоре мастерица повторила портрет ко дню рождения мужа, присовокупив надпись на французском: «Нарисовано их матерью и поднесено драгоценнейшему супругу и любимейшему отцу».
Название выставки – отсылка к еще одному подарку Екатерине II, сделанному ее невесткой. В том же году Мария Федоровна подарила императрице камею с изображением цесаревича Павла Петровича. «Благодарю Вас, моя любезная дочь, за великую и прекрасную резьбу, которую Вы мне прислали. Я нахожу, что это изображение очень похоже на моего дорогого сына, и во всех отношениях этот камень драгоценен моему сердцу», – написала Екатерина в ответ.
Среди других произведений Марии Федоровны – два гарнитура письменных принадлежностей для мужа и его матери. Детали она собственноручно выточила на токарном станке, который стоял у нее в Павловском дворце.
Среди самых ранних по времени экспонатов – предметы фарфоровых сервизов, подаренных европейскими монархами Павлу Петровичу и Марии Федоровне по случаю бракосочетания. Сервиз с изображением двуглавого орла на фоне российского и голштинского гербов, сделанный на Берлинской королевской мануфактуре в 1776 году, – подарок прусского короля Фридриха II. Другой сервиз был создан на Севрской мануфактуре и преподнесен французскими монархами Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой в Париже между 1781 и 1782 годами. Тогда русская великокняжеская чета путешествовала по Европе под видом графа и графини Северных.
В 1814 году уже вдовствующая императрица Мария Федоровна получила эффектный service déjeuner (в переводе с французского – сервиз для завтрака) от своего родного брата, короля Вюртемберга Фридриха I. Сервиз, сделанный в Людвигсбурге, выполнен в модном в то время египетском стиле: кофейник и молочник имеют форму канопы – сосуда для хранения бальзамированных внутренностей, ручки сделаны в виде крокодилов, сфинкса, совы. На каждом предмете – портреты семьи Фридриха.
Российские правители тоже любили дарить фарфор. Для этих целей еще в 1744 году в Петербурге был открыт Императорский фарфоровый завод, который работал исключительно для нужд монаршей семьи. На выставке представлены предметы из нескольких подарочных сервизов («Золотой», «Гербовый»), изготовленных на этой мануфактуре.
В 1794 году Павел Петрович получил ко дню именин свой портрет, вышитый на ткани. Вместо ниток вышивальщица использовала собственные волосы. Похоже, что за основу она взяла какую-то гравюру, хотя прототип до сих пор неизвестен.
Вместе с изображением Павла вышита надпись, из которой известно имя мастерицы:
«Воззри, Премилосердый! На жертву малу; но от великого усердия на олтарь твой приносимую. В благополучный день 29го июня. Вышивала Катерина Назарова 1794 года».
Вышивка волосами была популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Обычно такие подарки дарили очень близким людям. Кем была Катерина Назарова, сделавшая наследнику такой подарок, неизвестно. Известно лишь, что Павел отнесся к подарку очень серьезно – он хранил его в своем Башенном кабинете Гатчинского дворца.
Елизавета Алексеевна — супруга императора Александра I, сына Павла Петровича и Марии Федоровны, — находилась в тени вдовствующей императрицы. Современники отмечали: свекровь не могла простить невестке ее грации и красоты. Отношения между ними были натянутыми, но не выходили за рамки приличий. Елизавета Алексеевна старалась делать матери супруга интересные подарки.
В 1822 году императрица преподнесла Марии Федоровне на день ангела шкатулку из черного дерева, украшенную малахитом и золоченой бронзой. В крышку шкатулки вмонтирована мозаичная миниатюрная копия картины итальянского художника позднего Возрождения Сальватора Розы «Блудный сын» — первая работа известного мастера-мозаичиста Георга Веклера. Известно, что мозаичную копию Елизавета Алексеевна приобрела за 700 рублей на отчетной выставке Академии художеств, а вставили ее в шкатулку предположительно в мастерской известного мебельщика Генриха Гамбса.
В 1870-е годы в Париже образовалась колония русских художников, в основном молодых выпускников Академии художеств, отправившихся в Европу на творческую практику. Для дополнительного дохода они организовали керамическую мастерскую, в которой выполнялась авторская роспись посуды на продажу.
Среди тех, кто занимался такой подработкой, был Василий Поленов. Один из его друзей писал в своем дневнике: «Какие хорошие вещи привез с собой Вася своей работы… Очень хорошие, теперь входящие в моду тарелки и блюда фаянсовые, на которых пишут целые картинки каким-то новым способом и после обжигаются. На одном кот и кругом в бордюре события из кошачьей жизни».
Поленов захватил это блюдо с собой, возвращаясь в Петербург. Вероятно, там, на выставке в Академии художеств, поленовского кота приобрели для будущего Николая II, тогда восьмилетнего мальчика, его родители. Николай этот подарок очень ценил – блюдо висело у него сначала в Аничковом, а потом в Зимнем дворце.
Во второй половине XIX века в число лучших российских ювелиров вошел Карл Фаберже, который еще при Александре III стал ювелиром Его Императорского Величества. Известность ему принесли подарочные пасхальные яйца, однако у фирмы «Фаберже» были и другие интересные работы. На выставке представлено несколько любопытных экземпляров.
В 1894 году состоялось бракосочетание будущего императора Николая II и принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрисы Гессен-Дармштадтской, в православии Александры Федоровны. По этому поводу на венценосных супругов свалилось огромное количество подарков, среди которых было подношение от оренбургских казачек.
В качестве дара невесте казачки выбрали символ своего региона – пуховый платок. Для упаковки у фирмы «Фаберже» была куплена шкатулка в стиле Людовика XV, крышку которой дополнили пластиной синей эмали (цвет Оренбургского казачьего войска) и сложной композицией из военной арматуры. Несмотря на получившееся разностилье, Александра Федоровна хранила подарок при себе в Палисандровой гостиной Александровского дворца.
В 1888 году всю Россию потрясло крушение у станции Борки императорского поезда, на котором семья Александра III возвращалась из Крыма в Петербург. Железнодорожный состав сошел с рельсов на полном ходу, погибли два десятка человек.
Вместе с другими был разрушен вагон с императорской столовой, в котором в тот момент находились император, его жена Мария Федоровна, их дети и свита. При крушении никто из них не пострадал. Избавление царской семьи от смертельной опасности было признано чудом.
На выставке об этой истории напоминает двустворчатая икона-складень в виде штандарта лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества государыни императрицы полка, шефом которого была Мария Федоровна. Эту икону императорской чете поднесли офицеры полка. Имена святых на иконе соответствуют именам членов императорской семьи, на ней также изображены святые, память которых приходится на 17 октября – день катастрофы императорского поезда.
У последнего российского императора, страстного курильщика, было множество портсигаров. В экспозиции представлена пара штук, которые он взял с собой в уральскую ссылку после революции и отречения от престола в 1917 году. Вполне вероятно, что какой-то из этих портсигаров был при нем во время расстрела.
С еще одним экземпляром связана менее драматическая история. В день своего рождения будущий император был назначен шефом Московского пехотного полка, одного из старейших в русской армии. Полк дислоцировался в Польше, поэтому наследник престола впервые увидел своих подшефных на больших маневрах, когда ему исполнилось 18 лет. Цесаревич изъявил желание лично участвовать в параде вместе со своим полком. Чтобы Николай не отличался от остальных, ему был предложен ранец одного из офицеров.
Парад удался. А ранец, который надевал будущий император, хранили потом как реликвию в полковом офицерском клубе. Наследнику же в 1887 году преподнесли серебряный портсигар – точную копию офицерского ранца со всеми швами, ремнями и пряжками.
Портсигар исполнил петербургский ювелир Александр Тилландер. На боковинах аксессуара гравированы даты памятных боев, в которых принимал участие полк, дата его формирования и дата назначения шефом великого князя Николая Александровича.
Со второй половины XIX века сложилась целая система подношения даров императору от частных лиц. Сначала предполагаемый даритель направлял ходатайство в канцелярию Министерства императорского двора, оттуда делался запрос по месту жительства дарителя о его благонадежности. Если выяснялось, что «проситель ни в чем предосудительном не был замечен», прошение передавалось императору. Тот мог как принять, так и отклонить его.
Ассортимент даров был чрезвычайно велик: старинные семейные реликвии, изделия кустарного производства, трофеи охоты и рыбалки, технические изобретения и тому подобное. Если подношение принималось, дарителю передавалась «высочайшая благодарность» и назначался ответный ценный подарок – чаще всего перстень с драгоценным камнем или карманные часы с двуглавым орлом. Императорский подарок должен был быть равноценным стоимости преподнесенного, и по желанию даритель мог получить денежный эквивалент подарка.
Весной 1913 года, когда по всей России широко отмечалось 300-летие дома Романовых, Николай II вместе с семейством предпринял поездку по волжским городам. В Ярославле к приезду императорской фамилии была устроена промышленная и сельскохозяйственная выставка. Газета «Ярославские губернские ведомости» по этому поводу писала: «Его Величество с августейшими дочерьми изволил подробно ознакомиться со всеми отделами выставки… Обзор продолжался около двух часов. Многие экспоненты имели счастье поднести его величеству и августейшим детям продукты своих изделий». Среди подношений были два изделия, сделанные заключенными Ярославской временной каторжной тюрьмы, – медная модель маяка и чернильный прибор в виде парохода. Оба дара экспонируются впервые.
Увидеть выставку «Драгоценен моему сердцу» можно на первом этаже Хлебного дома в музее-заповеднике «Царицыно» до 10 мая 2020 года. Посетить музей бесплатно можно каждую третью среду месяца. Ближайший день бесплатного посещения – 11 декабря.