27 сентября театр «АпАРТе» представляет премьеру «Печальной комедии» – спектакля, состоящего из фрагментов пьес и сценариев Александра Володина. Рассказываем о том, как создавалась постановка.
Александр Володин – легендарная фигура кино и театра 1960–1970-х годов. Вместе с Александром Вампиловым и Виктором Розовым он образует триаду советских драматургов, заговоривших в первую очередь не о партии, долге и героизме, а частной жизни простых людей.
Его работы – «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь» и другие – многие знают почти наизусть. Фильмы, снятые по его сценариям, получали престижнейшие награды. В них блистали Ролан Быков, Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Леонид Куравлев, Инна Чурикова, Татьяна Друбич, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Евгений Леонов, Галина Волчек – звездные имена можно перечислять очень долго.
Пьесы Володина не сходили с афиш, их играли на лучших сценах Москвы: в Театре имени М.Н. Ермоловой, «Современнике», Театре имени В.В. Маяковского и других. Спектакли неизменно собирали полные залы. Они есть и сегодня в репертуаре многих театров. Секрет непреходящей любви к Володину – в его, на первый взгляд, незамысловатых, но глубоких сюжетах, точном отражении примет эпохи и человеческих характеров.
Новый спектакль театра «АпАРТе» режиссера Нины Григорьевой вырос из творческого вечера, прошедшего здесь в марте во время акции «Ночь театров». Попурри из известнейших произведений автора понравилось зрителям, они попросили повторить вечер. Григорьева решила, что настало время для большого, полноценного спектакля. Доработали сценарий, приступили к репетициям.
Режиссер объединила несколько фрагментов из сценариев и пьес Володина – «Слезы капали», «Старшая сестра», «Пять вечеров, «Осенний марафон», «Фабричная девчонка», «Записки нетрезвого человека».
«Это несколько коротких житейских человеческих историй, печальные и смешные размышления о неслучившемся счастье. Спектакль сделали в достаточно короткие сроки – как подарок нашему зрителю на юбилей Александра Володина», – рассказала Нина Григорьева.
Главный герой спектакля – ушедшее время и его люди, современники Володина. Выходит на сцену и сам драматург – его играет Денис Лапега. Автор наблюдает за своими персонажами, общается с ними, иногда дает советы. Его присутствие становится связующим звеном между сценами, не объединенными общим сюжетом.
На сцене – типичные интерьеры советских квартир 1960–1970-х. Мебель, звуки радио- и телепередач, торшеры, одежда героев – с налетом ностальгии. Над декорациями и костюмами работала Елизавета Зеленская, это ее дебют в большом спектакле.
«Она своим чутьем пытается создать атмосферу. Она дает ощутить то время, дух тех лет. Мы чувствуем себя в тех обстоятельствах», – считает актер Александр Иванков.
Он сыграл Павла Васина в сцене из пьесы «Слезы капали». В одноименном фильме 1983 года Георгия Данелии эту роль исполнил народный артист СССР Евгений Леонов. Иванков относится с сочувствием к своему персонажу – Васину в глаз попал осколок зеркала, которое разбили тролли, из-за чего он начал видеть все в негативном свете.
«Самое страшное, что у него в негативную сторону изменилось отношение к своей семье. Хотя, наверное, периоды плохого настроения случаются со всеми», – говорит актер.
Его коллега, заслуженный артист России Владимир Воробьев, перевоплотился в персонажа «Старшей сестры» дядю Митю, который забрал из приюта своих племянниц Надю и Лиду, оставшихся без родителей.
«У моего дяди Мити нет своей семьи и детей, и он растит двух племяшек. Это такой добрый Дед Мороз с примесью медведя, который постоянно их отчитывает, хоть и любит, и всегда помнит, что они советские люди, которых вырастила коммунистическая партия. В этом человеке чувствуется стержень, характер», – говорит Владимир Воробьев.
В роли его старшей племянницы Нади – актриса Лилия Соловьева. В пьесе Володина Надя бредит театром, мечтает о карьере актрисы. Но в отрывке, выбранном для «Печальной истории» Ниной Григорьевой, она просто одинокая женщина, которая хочет любви.
«У моей героини нет времени с кем-то подружиться, познакомиться. Поэтому она нафантазировала, что за ней ухаживает начальник. Но происходит разоблачение. Наде стыдно, ведь она должна быть примером для своей младшей сестры», – рассказала актриса.
Работа над ностальгической постановкой настроила артистов и режиссера на крайне добродушный лад. Редкий случай: в «Печальной комедии» задействована почти вся труппа театра. Однако ни споров, ни ссор – актеры говорят, что с удовольствием общаются до и после репетиций.
«У нас тут семейная обстановка», – резюмирует Лилия Соловьева.
В следующий раз спектакль можно увидеть 4 октября и 10 ноября.
Тайны Живописного моста
«Московская A Cappella». Победители 2024