Ко Дню города портал «Узнай Москву» составил подборку из пяти мест, популярных среди пользователей.
«Ко дню рождения столицы мы подготовили обзор объектов, которые вызывают наибольший интерес у москвичей и гостей города — пользователей портала “Узнай Москву”. В топ-5 вошли как популярные здания и сооружения, ставшие символами города, так и не каждому знакомые образцы столичной архитектуры», — рассказал Сергей Шакрыл, куратор ИТ-проектов в сфере культуры и бизнеса столичного Департамента информационных технологий.
Портал «Узнай Москву» — совместный проект столичных департаментов информационных технологий, культуры, культурного наследия, образования и науки. Интерактивный гид по городским достопримечательностям содержит описания более двух тысяч зданий и сооружений, 645 памятников, 324 музеев, 357 улиц, парков, бульваров, сведения о 218 исторических личностях и 132 тематических маршрутах. Многие гости портала пользуются сервисом, в котором предлагается совершить виртуальные экскурсии. С их помощью можно узнавать интересные факты о городе, его истории и культуре.
«Любопытно наблюдать, как меняются представления людей о самых популярных объектах столицы. Это хороший знак: многие здания реставрируются, им возвращают их исконный облик. Наша задача — рассказывать об этих изменениях, предлагать новые интересные истории о Москве и ее домах. В том числе, с этой задачей отлично помогает справиться интерактивный портал "Узнай Москву"», — отметил руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Чаще всего посетители портала «Узнай Москву» знакомились с Красной площадью — 29,2 тысячи раз. История главной площади Москвы берет начало с конца XV века: на вершине холма у новых кирпичных стен Кремля, построенных на месте белокаменных, появилась площадь. Ее образованию предшествовал указ царя Ивана III, запрещавший любое строительство на расстоянии пушечного выстрела (примерно 240 метров) от стен. Территорию, ранее бывшую посадом, быстро освободили от домов и прочих деревянных строений, разрешив здесь только торговать. Постепенно ее стали называть Торгом или Великим торгом. В 1571 году после большого пожара площадь стали называть Пожаром и запретили строить на ней деревянные лавки.
К 1598 году вместо них появились двухэтажные каменные, образовавшие Верхние, Средние и Нижние торговые ряды. Именно тогда площадь и стала Красной, то есть красивой. Некоторые историки полагают, что название произошло от красного (галантерейного) товара, которым там торговали. Это наименование стало официальным после указа царя Алексея Михайловича. Оно встречается во всех документах начиная с 1661 года.
В числе объектов, которыми больше интересовались пользователи портала «Узнай Москву», оказалась и скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. На страницу с ее описанием заходили 19,5 тысячи раз.
Впервые этот памятник монументального искусства представили на Международной выставке в Париже 1937 года. Огромную, сильную и при этом необычайно легкую скульптуру возвели в павильоне Советского Союза, построенного по проекту архитектора Бориса Иофана.
Юноша и девушка держат высоко над головой символы труда — серп и молот. По задумке создателей, советский павильон должен был отражать рост достижений молодой страны. Нарастающими уступами здание поднималось ввысь и венчалось мощной скульптурной группой. Скульптуру Мухиной признали лучшей. Фотографии композиции «Рабочий и колхозница» печатали все ведущие газеты, ее копии повторили на множестве сувениров. После парижской выставки скульптуру вернули в Москву. В 1939 году она заняла место перед Северным входом на ВДНХ. Кстати, монумент является официальной эмблемой киностудии «Мосфильм».
Построенный архитектором Федором Шехтелем особняк С.П. Рябушинского также привлек внимание наибольшего числа пользователей. Страницу, на которой рассказывается о нем, посетили 18,3 тысячи раз. Здание находится на Малой Никитской улице.
«Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее», — писал Корней Чуковский в своем дневнике об этом здании.
На самом деле этот особняк — классический образец модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий.
Новаторы, первооткрыватели, меценаты. Все о династии Рябушинских
Особняк построили в 1900–1903 годах по заказу банкира и фабриканта Степана Рябушинского. В этом доме он разместил знаменитую реставрационную мастерскую дониконовских икон. В 1917-м Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон передали в Третьяковскую галерею. С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931-й — Всесоюзное общество культурных связей с заграницей. В 1931-м особняк отдали в распоряжение Максима Горького. В 1965-м там открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.
История необычного 14-этажного дома также заинтересовала многих пользователей. Ее прочли 17,6 тысячи раз. Здание находится на Большой Тульской улице. Его строительство началось еще в 1970-е годы, он является своего рода поздней импровизацией на тему дома-коммуны.
Народное название «дом-корабль» появилось из-за того, что огромное белое сооружение словно круизный лайнер плыло среди окружавшей его малоэтажной застройки.
Дома на ножках и дома-корабли: самые необычные жилые здания столицы
Здание строило Министерство среднего машиностроения СССР при участии архитекторов под руководством Владимира Бабада и Всеволода Воскресенского.
Дом возвели в 1986 году. Его длина составляет 400 метров, ширина — 15 метров, а высота — 50 метров. В здании 14 этажей, два технических этажа, не имеющие окон. Также там есть двухуровневые квартиры на 12-м и 14-м этажах, а жилыми являются все этажи, кроме второго и 13-го.
Из-за архитекторской непродуманности и сложности дом имеет некоторые особенности. Одна из них — неиспользуемые комнаты, в которых есть окна, но нет входов и выходов. Недочеты есть и у системы водоснабжения: в одной квартире могут быть три стояка, один из которых перекрывает воду у соседей.
В Курсовом переулке расположен дом Перцова, который словно сошел с иллюстрации русских народных сказок. Здание набрало 17,3 тысячи просмотров и замкнуло пятерку знаковых объектов столицы на портале «Узнай Москву».
Дом построили по заказу инженера путей сообщения Петра Перцова, проектировал его Сергей Малютин — живописец, график и архитектор, автор росписи первой русской матрешки. На строительство здания потребовалось всего 11 месяцев. Это небольшой срок для такого строения, в котором предусмотрены резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле (для их отделки пригласили мастеров из Нижегородской губернии).
Как и у всех доходных домов, при великолепной отделке фасада здания с дорогими квартирами задняя часть дома, куда выходят окна дешевых квартир, проста и незатейлива. Перцов прожил здесь 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году в процессе по делу «церковников» получил пять лет тюрьмы. Через год он вышел на свободу, но здание уже национализировали. Сейчас в доме располагается Управление делами дипломатического корпуса.