Поход в театр не заменит чтение, но может стать первым шагом к знакомству с произведением. Когда строки, написанные в позапрошлом или прошлом веке, обретают живые интонации, их легче понять и в них проще поверить. В материале – восемь спектаклей по четырем произведениям из программы ЕГЭ по литературе. Для каждой книги – два прочтения: классическое и более современное.
Понять трагедию Ильи Ильича Обломова, всю жизнь пролежавшего на диване в доме на Гороховой улице в Петербурге и вспоминавшего золотое детство в фамильной деревне, поможет понять спектакль Миндаугаса Карбаускиса. В Театре имени Маяковского «Обломов» впервые был представлен публике в конце 2018 года. Несмотря на решительное сокращение действующих лиц (здесь нет, например, деятельного друга главного героя Андрея Штольца, его функции переложены на Ольгу), в спектакле Карбаускиса все как в тексте Гончарова. То, что не сказано напрямую, выражено светом и декорациями, искусно созданными Сергеем Бархиным: пыль в квартире Обломова в спектакле становится живой – то лежит на книгах, то порхает по воздуху, то складывается в волшебные узоры. И зритель вместе с Обломовым (Вячеслав Ковалев), закутанным в роскошный халат, всматривается в эту пыль и никуда не хочет уходить. Может быть, нет ничего плохого в том, чтобы ни к чему не стремиться? Тем более на кухне уже приготовили капусту и скоро позовут к ужину.
А тот же «Обломов», но в современном прочтении – не мечтатель, а великий прокрастинатор. Спектакль «Обломки», премьера которого состоялась в декабре прошлого года, переносит в 1990-е. Это время современные старшеклассники не застали, но активно им интересуются, подтверждая тезис о том, что мода циклична. Илья Обломов, симпатичный молодой человек, прилип к компьютеру: там его любимая игра «Тетрис». Пусть вокруг все горит и рушится – он должен выстраивать геометрические фигуры в ряд и переходить с уровня на уровень. Режиссер Михаил Уманец говорит, что в школе Обломова не любил, а повзрослев, понял, что этот персонаж сложнее, чем может показаться на уроке литературы. Возможно, его спектакль поможет школьникам, которые не могут увидеть в Обломове ничего, кроме лени, понять этого персонажа.
Коллежского регистратора Хлестакова, случайно оказавшегося в круговороте событий в провинциальном городке, часто изображают довольно скользким типом – сразу понятно: лжец и негодяй. А в новом «Ревизоре» Театра Олега Табакова современные школьники встретят практически своего ровесника. В отличие от остальных персонажей, он и одет по молодежной моде последних лет: стрижка андеркат, пиджачок, шляпка, джинсы с модным подворотом. Байки о столичной жизни этот Хлестаков сочиняет с вдохновением, достойным предприимчивого двоечника у доски. А еще он владеет искусством паркура и врет, буквально бегая по стенам и балансируя на одной ноге. Для работы над ролью актер Владислав Миллер, которому в прошлом году исполнилось 20 лет, вспомнил детское увлечение уличными танцами. В общем, с таким героем легко погрузиться в коллизии гоголевской комедии и понять, почему городничий (его играет худрук театра Владимир Машков) и его сотрудники верят Хлестакову, не задумываясь.
Посмотреть классическую версию «Ревизора» можно в Малом театре, который по праву считается одним из первопроходцев в переносе пьесы на сцену. После неудачной премьеры в Александринском театре в Петербурге за постановку комедии взялся Малый и лично актер Михаил Щепкин, друг Николая Гоголя. Московский спектакль автору понравился больше, с тех пор «Ревизор» не выходит из репертуара театра и неизменно собирает полные залы. Сегодняшняя редакция сделана художественным руководителем театра Виталием Соломиным. Для него «Ревизор» – спектакль особенный: именно в роли Хлестакова он дебютировал на сцене Малого много лет назад. Своего «Ревизора» Соломин впервые представил публике в 2006 году. Это большая серьезная работа, сделанная с уважением к истории произведения и его постановок в Малом: никаких аллюзий на современность, максимум достоверности и полное погружение в эпоху.
Базаров со взглядом сумрачного гения, Аркадий Кирсанов с бантом на шее, великолепная Одинцова, шепоты, крики и атмосфера загородной усадьбы: прямо из зрительного зала переносимся в середину XIX века. Спектакль «Отцы и дети», который сегодня можно посмотреть во МХАТе имени М. Горького, был создан в 2018 году к 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева – к авторскому тексту режиссер Александр Дмитриев отнесся с большим уважением, создав по-настоящему хрестоматийную постановку. Режиссер говорит, что его целью было создать такой спектакль, который переносил бы зрителей, как на машине времени, в эпоху, когда на горизонте только начали появляться нигилисты – интеллигенты-разночинцы, критикующие буржуазное дворянство и его привычки.
А в Театре Маяковского идет совсем другая версия «Отцов и детей», хотя никакого переноса в современность нет – перед нами все та же позапрошловековая усадьба. Отличие в тексте: в основе спектакля «Отцы и сыновья» лежит не роман Тургенева, а пьеса ирландского драматурга Брайана Фрила, написанная по ее мотивам в ХХ веке. Расхождений с первоисточником предостаточно: Аркадий не отрекается от Базарова, оставаясь верным его принципам и после смерти товарища, а вдова Анна Одинцова из загадочной красавицы превращается в пустоватую дамочку с замашками плохой актрисы. Главное изменение касается фигуры главного героя: Базаров здесь просто юноша – снаружи жесткий, а внутри ранимый и хрупкий. Его суровость по отношению к родителям напускная, на самом деле он очень нежный сын, просто стесняется этого. Первое же столкновение со взрослой жизнью – то есть с любовью – ломает его. Режиссер Леонид Хейфец вместе с автором пьесы Брайаном Фрилом выступает адвокатом Базарова, находя в нем человека, а не только носителя идей.
«Мастер и Маргарита» Театра на Таганке – эталонная постановка знаменитого романа Михаила Булгакова. Созданный в 1977 году основателем театра Юрием Любимовым спектакль стал первым в мире сценическим воплощением «Мастера и Маргариты». Сегодня он вне всяких сравнений – это классика. Но тогда, в 1977-м, работая над постановкой, Любимов и художник Давид Боровский думали не о вечности, а об экономии: спектакль ставили внепланово, лишних средств не было. Часть декораций перекочевала в «Мастера и Маргариту» из «Гамлета», часть – из «Тартюфа», «Послушайте!», «Пугачева», «Живого», «Часа пик» и других спектаклей. Главным заимствованием стал занавес из «Гамлета»: роскошное тяжелое плетеное полотно по задумке Боровского стало границей миров. По одну сторону – Москва, в которой куролесят Воланд и компания, по другую – древний Ершалаим. Несмотря на почти полвека, которые отделяют нас от премьеры, спектакль смотрится очень современно. Что неудивительно: Юрий Любимов всегда опережал свое время.
Интересную интерпретацию романа Булгакова представил в 2018 году в «Мастерской Петра Фоменко» актерско-режиссерский дуэт Федора Малышева и Полины Агуреевой (они играют Коровьева и Маргариту). Общее настроение праздничное: зрителей в фойе встречает оркестр, а в зрительном зале спектакль начинается с вечеринки с диджеем и гостями, одетыми по нынешней моде. Мысль «Москва изменилась, а люди в ней все те же» Воланд выразит с телеэкрана. Малышев и Агуреева сделали акцент на воландовской Москве, сократив линию Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри до минимума, а образность выкрутив до максимума: прокуратор носит на себе груз вины буквально – Иешуа покоится у него на спине. Чтения романа просмотр спектакля, конечно, не заменит, но точно вдохновит старшеклассника открыть книгу.