Главный дом с палатами городской усадьбы Абрикосовых планируется отреставрировать. Это четырехэтажное здание с подвалом, расположенное в Потаповском переулке, — памятник архитектуры, образец стиля эклектика. Облик дома формировался с конца XVII до 30-х годов XX века.
Самое раннее документальное свидетельство, касающееся этого владения, относится к 1671 году. Тогда, согласно архивным книгам, здание принадлежало братьям из купеческого рода — Михаилу, Ивану и Андрею Гурьевым. А самыми известными ее владельцами были купцы и фабриканты Абрикосовы, открывшие одно из крупнейших кондитерских производств во второй половине XIX столетия.
Главный дом усадьбы еще до крупного пожара в 2009-м, который чуть не погубил его полностью, был признан аварийным и расселен. Реставраторам, архитекторам и историкам потребовалось много времени для того, чтобы найти оптимальные решения для сохранения памятника и восстановления его исторического облика. Научно-методический совет при Департаменте культурного наследия Москвы определил, что восстановительные работы проведут с учетом особенностей всех исторических периодов, в которые создавались усадьба и ее главный дом.
«Должны быть отреставрированы сводчатые палаты в подвале здания: они относятся ко второй половине XVII века и более трех веков назад были палатами купцов Гурьевых. Фасадам требуется вернуть тот облик, который сформировался к 1880-м годам. При этом предлагается раскрыть и оставить для экспонирования обнаруженные на фасадах фрагменты барочных наличников и полуколонн XVIII века. На уровне нижнего этажа требуется восстановить отделку рустом (штукатурка, имитирующая природный камень), а также участки каменной кладки XVII века», — рассказал председатель научно-методического совета при Мосгорнаследии Андрей Баталов.
По его словам, предстоит полностью отреставрировать квартиру купцов Абрикосовых — не только восстановить оригинальную планировку, уничтоженную пожаром, но и оформить ее в той же цветовой гамме. Реставраторы смогут использовать архивные описания и фотографии, на которых запечатлены интерьеры, расписная лепнина, живопись на стенах.
Квартира купцов состоит из нескольких залов. В детском частично сохранился розовый цвет на стенах, уцелели фрагменты большого зеркала. И покрытие стен, и целостность зеркала будут восстановлены. А в так называемом Помпейском зале на стены вернут помпейский красный цвет (особый оттенок, характерный для исторических фресок в Помпеях), отреставрируют золотой меандр — геометрический орнамент. Реставрационные работы проведут в парадной спальне, столовой и в кабинете. Согласно архивным данным, стены кабинета были отделаны деревянными панелями. После пожара уцелели белокаменные лестницы, ведущие с первого этажа здания наверх, и зеркальный тамбур при входе в дом. От тамбура, который некогда был покрыт деревянными панелями с зеркалами, уцелели лишь несколько образцов облицовки. По их подобию будут воссозданы и другие его элементы.
«За последние месяцы в доме была проведена большая часть научно-исследовательских и противоаварийных работ. Его расчистили от обрушений, были демонтированы аварийные элементы. Сейчас продолжается укрепление несущих конструкций постройки. Департамент культурного наследия Москвы выдал собственнику задание на разработку проекта реставрации и приспособления памятника под современные нужды осенью прошлого года. Планируется, что весь комплекс восстановительных работ займет около пяти лет», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
По его словам, после пожара 2009 года здание находится в неудовлетворительном состоянии. Сильно пострадали деревянные конструкции верхних этажей и перекрытия. Нижние этажи в большей степени пострадали не от огня, а от воды — их залило в процессе тушения.
Сейчас специалисты завершили трехмерное лазерное сканирование и обмеры здания внутри и снаружи, сняли формы с сохранившегося лепного декора. Уцелевшие фрагменты наборного паркета сняли для последующего воссоздания.
В основе здания находятся одноэтажные каменные палаты конца XVII — начала XVIII века, они принадлежали богатым купцам — братьям Михаилу, Ивану и Андрею Гурьевым.
В 1728 году у усадьбы появился новый владелец — шталмейстер Дворцового конюшенного ведомства Родион Кошелев. Он сделал каменную пристройку к палатам со стороны двора, а также придал фасадам новый облик: окна обрамили нарядные наличники в стили барокко, между окон появились полуколонны, а стены отделали рустом. В конце XVIII века на территории владения появились различные строения, а также флигель, который позже был объединен с главным домом.
С 1820-х годов усадьбой владели столичные купцы Золотаревы, которые сдавали квартиры в главном доме внаем, в том числе и для размещения частных пансионов. В разное время там располагались женский пансион госпожи Шрейер, а также пансион для мальчиков лютеранского пастора Людвига Эннеса, принявшего российское подданство. Пансион под его руководством считался лучшим частным заведением столицы середины XIX века, среди его выпускников — врач Сергей Боткин и историк Владимир Герье.
Во второй половине XIX века в доме надстроили второй этаж. Последними хозяевами усадьбы с 1881 по 1917 год было многочисленное семейство купца Алексея Ивановича Абрикосова. У него и его жены Агриппины Александровны было 22 ребенка, 17 из которых дожили до преклонных лет. Абрикосовы занимали 12-комнатную квартиру, другие же квартиры в доме сдавались внаем. При них внутренние помещения здания были переустроены по проекту инженера Ивана Червенко. Историки считают, что он также был автором проекта роскошной отделки квартиры хозяев с лепниной на стенах и на потолках, в том числе и позолоченной, резными дверями, мраморными подоконниками и наборным паркетом.
После 1917 года дом национализировали и обустроили там коммунальные квартиры. Для того чтобы увеличить жилую площадь, в 1930-е годы бывший главный усадебный дом надстроили еще двумя этажами, и он стал четырехэтажным. В начале 2000-х здание было признано аварийным и расселено, а в 2009 году на верхних этажах произошел пожар.
Алексей Иванович Абрикосов (1824–1904) — русский предприниматель, фабрикант, представитель кондитерской династии. Ее основал дед Алексея Ивановича Степан Николаевич Николаев, крепостной крестьянин пензенской помещицы, в начале XIX столетия получивший вольную для себя и своей семьи. Он и начал изготавливать сладости — фрукты в глазури, мармелады и абрикосовую пастилу, которая «дала» кондитеру новую фамилию — Абрикосов. После переезда в столицу Степан Абрикосов записался в купцы Семеновской слободы. Его сын Иван Абрикосов продолжил семейное дело, превратив его из малого предприятия в мануфактуру, а внук Алексей Абрикосов во второй половине XIX века основал «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова и сыновей». Производство находилось на Малой Красносельской улице — жилой особняк при фабрике, построенный в стиле модерн, сохранился до наших дней.
Фабрика выпускала несколько тысяч тонн карамели и шоколада в год, а также бисквиты, пастилу и конфеты. В 1899 году товарищество получило звание поставщика двора Его Императорского Величества, а вместе с ним и право размещать государственный герб на своей продукции.
Алексей Иванович и Агриппина Александровна в столице были известны и благотворительной деятельностью. Например, во время Крымской войны (1853–1856) Алексей Абрикосов делал ежегодные пожертвования госпиталям и ополчению, позднее стал членом комитета, который оказывал помощь семьям убитых и раненных в Турецкой войне 1877–1878 годов. Его супруга завещала 100 тысяч рублей на строительство родильного приюта, он был построен в 1906 году. Здание в стиле модерн (2-я Миусская улица, дом 1/10) сохранилось, оно носит имя своей основательницы.
После революции предприятие Абрикосовых было национализировано и получило название Государственной кондитерской фабрики № 2, а в 1922 году ей было дано имя в честь московского большевика — главы Сокольнического райкома Петра Бабаева. Кондитерским концерном «Бабаевский» бывшая фабрика называется и сейчас.
Городская усадьба Абрикосовых — объект культурного наследия регионального значения. В таких зданиях запрещено проводить работы, изменяющие их облик и конструктивные решения, организовывать склады, огнеопасные и загрязняющие производства. Департамент культурного наследия будет контролировать исполнение собственником обязательств по надлежащей реставрации и последующему сохранению усадьбы.