О том, существует ли в действительности снежный человек, еще недавно спорили ученые всего мира. Огромное антропоморфное существо, покрытое шерстью, стало одной из главных загадок XX века. Задавались ею и в СССР. Известный натуралист педагог Петр Смолин в 1950-х писал научные статьи на эту тему, проводил семинары по гоминологии. Доказать, что снежный человек существует, не удалось, но сохранились интересные материалы, связанные с исследованиями.
Увидеть их можно на новой выставке Государственного Дарвиновского музея, посвященной личности Петра Смолина. Впрочем, выставка «Люди музея: Петр Петрович Смолин» намного шире этой неразгаданной загадки. Экспозиция рассказывает о биографии этого уникального ученого, в которой история со снежным человеком лишь один из эпизодов.
Для посещения музеев необходим QR-код. Планируйте визит заранее, не забывайте о средствах индивидуальной защиты и соблюдайте социальную дистанцию.
Петр Смолин родился в 1897 году в Кургане. В пять лет его любимой книгой стала «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема, с ней он мог проводить долгие часы напролет. В 1913-м семья переехала в Москву, где Петр окончил реальное училище. Потом он поступил в Московский университет на естественное отделение (цикл зоологии). Будущий ученый занимался орнитологическими наблюдениями, работал над методами определения птиц и земноводных по голосам.
Окончить учебу помешала Первая мировая война — его призвали на службу. По ее окончании Смолин пришел работать в Московский зоопарк (тогда — зоосад), где прошел путь от экскурсовода, заведующего аквариумом, до заместителя директора по научной работе. В 1919-м познакомился с директором Дарвиновского музея Александром Котсом, с которым сразу нашел общий язык. Смолин помогал Котсу формировать коллекции музея. В 1919 году Петр Петрович систематизировал коллекцию уехавшего за границу промышленника и любителя-натуралиста Алексея Хомякова. Его обширные орнитологические собрания и исключительной ценности библиотека иностранных естественно-научных изданий при содействии Смолина пополнили фонды Дарвиновского музея.
В 1924-м Петр Петрович уволился из зоопарка и начал работать на Центральной биостанции юных натуралистов в Сокольниках, куда его позвали на должность преподавателя. Вскоре он стал заведующим школой-колонией, где жили и учились подростки, интересующиеся природой. В том же году Петр Смолин стал одним из создателей Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Одной из самых известных его инициатив стал День птиц. Праздник, впервые проведенный в 1926 году, отмечается до сих пор 1 апреля.
Когда началась Великая Отечественная война, Петр Петрович ушел на фронт добровольцем. В 1943-м его направили в Центральную школу военного собаководства Управления связи Красной армии, где его знания могли особенно пригодиться.
Штатным сотрудником Дарвиновского музея Смолин стал еще в 1940 году. В 1948-м начал систематизировать фонды, проводил экскурсии, давал научные консультации. Через 15 лет стал главным хранителем музейной коллекции.
«Петр Петрович умудрялся так захватывать своею речью экскурсантов, что они забывали обо всем <…>, при этом сам в энтузиастическом увлечении работой забывал все окружающее. Я опасался, что занятый своим горячим объяснением Петр Петрович не заметит, как утащат из музея чучело слона или жирафы», — говорил о своем друге и коллеге Александр Котс.
В 1950 году Смолин организовал Клуб юных биологов юношеской секции Всероссийского общества охраны природы (КЮБЮС ВООП, или просто ВООП). Вскоре после образования кружок перебрался в Дарвиновский музей, в котором Петр Петрович занимал должность научного сотрудника. Он читал ребятам лекции, возил их на природу, точнее, «в природу», как предпочитал говорить Смолин. Такие вылазки в теплое время года он старался устраивать как можно чаще. Списков участников не составлял: в назначенное время просто приезжал на платформу и ждал. Кто хотел — мог всегда составить ему компанию.
Петр Петрович не мог предоставить ребятам никаких удобств: после войны было не так просто раздобыть палатки и спальные мешки, так что обходились подручными средствами, делали вигвамы. Смолин считал, что так даже лучше — ближе к природе. Спартанские условия мало кого пугали — за увлеченным руководителем ребята были готовы поехать хоть на край света. Архивные фотографии из этих поездок можно увидеть на выставке.
В начале 1958-го члены президиума Академии наук СССР создали комиссию по изучению вопроса о снежном человеке. В комиссию входили известный геолог Сергей Обручев, приматолог Михаил Нестурх, лауреат Нобелевской премии по физике Игорь Тамм, историк, социолог Борис Поршнев и другие. Советские ученые опасались, что иностранные коллеги быстрее откроют новый вид. Среди тех, кто интересовался поисками доказательств существования снежного человека, был и Петр Смолин.
Комиссия просуществовала недолго, всего один год. Ее закрыли после неудачной экспедиции на Памир (горы Центральной Азии), в ходе которой не нашли ничего важного. Но Смолин не отступил и предложил устраивать ежемесячные семинары в Дарвиновском музее, на которые могли бы попасть все желающие. Выступать приглашали антропологов, приматологов, зоологов.
Загадочной теме Петр Петрович посвятил ряд публикаций в журналах и газетах. Он продолжал считать, что это «не выдумка и не плод суеверной фантазии, а реальное живое существо — неизвестный науке высший человекоподобный примат». Вот как он писал о нем в «Гудке»:
«Окончательную уверенность в этом дают результаты изучения найденной в буддистском монастыре Пангбоче (Непал) высушенной кисти передней конечности этого существа. По заключению зоолога Даниловой — специалиста по эволюции кисти примата, — скелет этой кисти по особенностям строения костей совмещает признаки костей первобытного человека и человекоподобных обезьян».
Важным доказательством существования снежного человека он считал следы в северо-кавказском регионе, которые постоянно находили местные жители, а также записки немецкого путешественника Иоганна Штильбергера, якобы повстречавшего «диких волосатых людей», и другие свидетельства тех, кто видел йети собственными глазами. В архиве Смолина сохранился рисунок, сделанный одним из таких очевидцев. Правда, изображенное на нем существо с большими глазами и странной формой ушей сильно отличается от популярного сегодня представления о снежном человеке.
Петра Смолина увлекали и вопросы науки генетики, с 1948 года находившейся под пристальным контролем власти. До 1964 года в СССР официально признавались только труды агронома и биолога Трофима Лысенко, который отвергал законы наследственности, открытые чешско-австрийским ученым Грегором Менделем. Смолин тяготел именно к менделевской генетике и продолжал рассказывать о ней в школах и вузах, куда его приглашали бывшие ученики (многие из них пошли по преподавательской стезе). Еще будучи сотрудником зоопарка, он проводил опыты по гибридизации птиц и млекопитающих и продолжил их, работая в Дарвиновском музее. На выставке представлены чучела некоторых из них: кролика, длинношерстной морской свинки.
О природе Смолин рассказывал и самой юной аудитории, сотрудничая с такими изданиями, как «Пионер», «Юный натуралист». А в 1957 году вышла его книга про птиц с загадками-стихами. Иллюстрации сделал сам автор. Недавно книжку переиздали в музее — ее можно увидеть на выставке. Книга снабжена QR-кодом, пройдя по которому можно услышать голоса птиц из музейной фонотеки.
Петр Петрович продолжал руководить кружком юных биологов ВООП вплоть до своей смерти в 1975 году. Среди его воспитанников — Николай Дроздов, зоолог, доктор биологических наук, телеведущий, путешественник и популяризатор науки, Евгений Панов, один из ведущих специалистов в области этологии, Юрий Дгебуадзе, биолог, эколог, профессор географического факультета МГУ, доктор биологических наук, академик РАН, и многие другие.
«Он редко повышал на нас голос, что резко контрастировало с приемами обучения в школе; он достаточно быстро выучил нас по именам, а было ему тогда за семьдесят. Основной педагогический прием заключался в том, что человеку было интересно», — вспоминала этнограф Галина Грачева, учившаяся у Петра Смолина в 1969–1970 годах.
Кружок ВООП существует и сегодня, основные направления — полевая ботаника и орнитология. Ребят по-прежнему возят «в природу», читают им лекции. Они готовят доклады, с которыми потом выступают на конференциях «Смолинские чтения». Чтобы стать членом кружка, нужно походить на занятия месяц, выполнить и защитить самостоятельную работу, пройти собеседование. Ведут кружок ученики Петра Петровича и их ученики.