В Музее С.А. Есенина открыта выставка «Москва. Модерн. Есенин», посвященная модерну и рассказывающая о некоторых значимых для поэта домах, построенных в этом стиле. Она стала одним из этапов подготовки к созданию экспозиции, которая расскажет о музейных зданиях в переулке Чернышевского и Большом Строченовском переулке. Эти дома интересны как сами по себе, с архитектурной и исторической точки зрения, так и в культурном контексте, в окружении других строений.
«Наша выставка — вводная, на ней мы рассказываем не обо всех адресах, которые были связаны с жизнью Есенина, а о домах, реализованных в стиле модерн. Поэт творил в ту эпоху, когда стиль набирал огромную популярность. В творчестве Есенина он отразился мало, но сохранилось очень много зданий, в которых произошли важные для Есенина события — например, знакомство с Айседорой Дункан и Елизаветой Федоровной. Нашей целью было не только рассказать о биографии Есенина и этих адресах, но и ввести посетителей в контекст времени. Это дает возможность посмотреть на жизнь поэта и его творчество с разных сторон. Даже если у Есенина нет модернистских влияний, это не говорит о том, что он не видел этого стиля, не знал о тенденциях, которые развивались в то время в архитектуре. Выставка позволяет посетителям посмотреть на Москву его глазами», — говорит искусствовед, научный сотрудник Музея С.А. Есенина Ксения Леонова.
Выставка организована совместно с Ассоциацией содействия развитию культуры и искусства «Творческий союз». Ее директор Ирина Голубева предоставила работы художников, состоящих в союзе и ориентирующихся на ботаническую, анималистическую и архитектурную иллюстрацию. Их произведения помогают погрузить зрителей в контекст модерна, выяснить, какие мотивы были наиболее популярны в этом стиле. Дело в том, что в те годы совершила скачок в развитии ботаника, на очень высоком уровне находилась ботаническая иллюстрация — большое влияние на стиль оказало воспевание природы. Модерн в архитектуре — это всегда стилизация, иногда настолько витиеватая, что не сразу можно понять и различить все мотивы. Реалистичные портреты растений и архитектурная иллюстрация хорошо расшифровывают его язык.
Выставку дополнили экспонаты, которые демонстрируют, как модерн осваивали в быту, дизайне и оформлении интерьера. Это посуда, вазы, открытки, канцелярские предметы и многое другое из фондов музея.
На выставке можно посмотреть на модерновую есенинскую Москву, увидеть выстроенные в этом стиле дома, связанные с жизнью поэта, а также узнать истории, которые там происходили.
Особняк Арсения Морозова в ранние советские годы передали Пролеткульту — культурной организации пролетарской самодеятельности. Есенин читал там стихи, но не все знают, что в этом доме он даже жил — со своим другом поэтом, прозаиком, переводчиком и литературным критиком Сергеем Клычковым. В фондах Музея С.А. Есенина сохранился чугунный камин из их комнаты — этот мемориальный предмет, требующий особого представления, покажут в других экспозициях.
Дом возведен по большей части в стиле эклектики — первый владелец был чрезвычайно впечатлен королевским дворцом Пена в Синтре и захотел создать для себя нечто подобное в Москве. Однако постройка обладает немалым количеством модерновых черт, пусть и в несколько гиперболизированном виде — в частности, архитектор Виктор Мазырин обратился к нарочитой асимметрии в объемах здания, а также использовал для оформления ракушки, важный для этого стиля образ. Особняк получился настолько вычурным, что мать Арсения Морозова Варвара как-то сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»
Марфо-Мариинская обитель — еще один образец модерна, важный для биографии Сергея Есенина. Покровский храм на его территории построил в начале ХХ века архитектор Алексей Щусев, тогда еще не обратившийся к конструктивизму. Он использовал традиционные приемы разных школ древнерусского зодчества — новгородской, псковской, владимиро-суздальской, но серьезно переосмыслил их в стилистике модерна (здесь стоит рассмотреть вытянутые, как свечки, главки, венчающие звонницы).
От Мавзолея Ленина до Казанского вокзала: что построил в Москве архитектор Алексей ЩусевЩусев-конструктивист. Изучаем большую выставку в Центре Гиляровского, посвященную архитектору
Сергея Есенина и его друга Николая Клюева в Марфо-Мариинскую обитель пригласила великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, ставшая инициатором строительства. Поэты читали стихи раненым солдатам, находившимся там на лечении. На встрече присутствовали также другие члены царской семьи, художники Виктор Васнецов и Михаил Нестеров, участвовавший в оформлении обители. Елизавете Федоровне очень понравились чтения, она была рада визиту Есенина и Клюева, поэтому, когда вечер закончился, подарила им иконы Покрова Божией Матери и Евангелия, а Михаил Нестеров преподнес Сергею Есенину открытку с репродукцией картины «Святая Русь» и дарственной надписью.
Политехнический музей — знаковое здание для литературы ХХ века в целом. Здесь в большой аудитории проходило множество поэтических вечеров и встреч. Есенин тоже активно в них участвовал, читал свои стихи, проводил вместе с коллегами-имажинистами литературные суды. В частности, 16 ноября 1920 года главным предметом «судебного разбирательства» стала полемика Сергея Есенина и Владимира Маяковского. Есенин критиковал тогда футуризм, заявляя, что в России ему не пройти ни в какие ворота, а самого Маяковского обвинял в подражании даже не Велимиру Хлебникову и Уолту Уитмену, а западным модернистам.
Здание Политехнического музея проектировали и строили в несколько этапов в течение более чем 30 лет, работами занимались выдающиеся архитекторы, художники и инженеры, среди которых Николай Шохин, Ипполит Монигетти, Август Вебер, Георгий Макаев, Илья Машков, Александр Семенов. Северный корпус, возведенный в 1903–1907 годах, был построен в стиле модерн и украшен фресками и орнаментами. Сейчас здание музея находится на реконструкции, ее планируют завершить в 2025-м.
Полтора века прикладной науки. Изучаем большую выставку, посвященную Политехническому музею
Казанский вокзал — первое место, которое увидел Сергей Есенин, прибыв в Москву. Примечательно, что до 1912 года он назывался Рязанским — железная дорога тогда доходила только до Рязани. Есенин сначала доезжал до станции Дивово от Константинова, а там пересаживался на железную дорогу до Москвы. Позднее ее продлили до Казани, и вокзал стал восприниматься как ворота на восток. Его необходимо было перестроить, и эту работу поручили Алексею Щусеву. Перед архитектором стояла непростая задача: здание должно было быть новым, но при этом вписаться в существующий ансамбль, в который уже входил один из самых ярких модерновых вокзалов Москвы — Ярославский авторства Федора Шехтеля. За основу Щусев тоже взял этот же стиль, но привнес восточные мотивы: на часах расположились знаки зодиака, а центральная башня повторяет башню Казанского кремля.
Только переехав в Москву, Есенин первое время работал с отцом в мясной лавке. Затем он ушел оттуда и устроился экспедитором в типографию Сытина, в его обязанности входили координация и распределение развоза печатной продукции. Проявив свои таланты, Сергей Александрович дослужился там до должности корректора. В типографии он познакомился с Анной Изрядновой, в декабре 1914 года у них родился сын Юрий. Типография, можно сказать, дала Есенину дорогу в большую столичную жизнь, а конторский дом он посещал регулярно по экспедиторским обязанностям. Перестройкой здания в стиле модерн руководили инженер Владимир Шухов, архитектор Адольф Эрихсон и художник Иван Билибин.
Первая ассоциация при упоминании названия «Националь» — разумеется, гостиница, одна из старейших действующих в Москве. Например, здесь в 107-м люксе (сейчас это один из люксов «Кремль») останавливались Владимир Ленин и Надежда Крупская. Но в 1918-м это был 1-й Дом Советов, и там Есенин читал стихи перед первыми лицами уже другого, советского государства. У представителей новой власти, как ни удивительно, поэт тоже был популярен. Рассмотреть, как гостиница «Националь» выглядела в самом начале ХХ века, можно на открытке (она датируется тем же периодом) в витрине. Открытки в то время были очень популярны, их можно по праву считать произведениями искусства — оформлением занимались профессиональные художники, изображения печатали на лучшей бумаге, сохраняли и коллекционировали.
Здание Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона — одно из самых ярких строений в стиле модерн в Москве, знакомое многим. Однако не все знают, что Сергей Есенин здесь часто бывал — когда трудился над своей поэтической книгой «Голубень». Сборник так и не вышел, работа дошла только до стадии корректуры. Здание построили в 1900 году по проекту Федора Шехтеля, архитектор дополнил его облик цветами чертополоха, плодами и листьями, характерными для модерна.
Дом с маскаронами, окно в ризалите: изучаем здания Федора Шехтеля
Мастерская художника Георгия Якулова, где 3 октября 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан, находилась в доходном доме Пигита, больше известном, конечно, в связи с Михаилом Булгаковым — именно там располагается «нехорошая квартира» № 50. Здание спроектировали Эдмунд Юдицкий и Антонин Милков, использовав в оформлении растительный орнамент, лепной декор, майоликовый фриз, закругленные эркеры и балконы.
Есенин уже знал об Айседоре — как не знать, когда приехала звезда, о которой говорит вся Москва. Он видел ее на сцене, но они еще не были представлены друг другу. Якулов собрал в мастерской друзей и знакомых, Есенин и Дункан тоже были приглашены. Как вспоминал секретарь танцовщицы Илья Шнейдер (всюду ее сопровождавший, поскольку она совершенно не знала русского и не ориентировалась в городе), поэт в тот вечер ни на шаг не отходил от Дункан, сидел подле ее кресла и вел с ней беседы. Притом что понять друг друга они, конечно, не могли — Есенин принципиально не учил иностранные языки, боясь, что испортит свою речь заимствованиями и его поэзия будет совсем другой. Впрочем, им удалось пообщаться на невербальном уровне — Дункан рассказывала, что Есенин уже на первой встрече читал стихи, и ей показалось, что это музыка, которую написал гений.
А в доходном доме Коровина на Петровке находилась комната близкого друга поэта Анатолия Мариенгофа. Вместе они организовали движение имажинистов, Есенин пришел к этому направлению после своих новокрестьянских исканий. У Мариенгофа они собирались для обсуждения издательских планов — у имажинистов было собственное издательство и книжный магазин, они сами печатали свои книги, зарабатывали на этом. Комната Мариенгофа стала одним из мест мозговых штурмов о пути развития литературного движения. Есенин жил у друга некоторое время в 1919 году.
По словам Ксении Леоновой, посетители часто спрашивают, почему один из филиалов музея находится именно здесь, в переулке Чернышевского. Этот флигель принадлежал к усадебному комплексу Карла Мейера, а соседнее здание (теперь там английская школа) было основным. Изначально флигель имел хозяйственное назначение, но потом жена Карла Мейера Адель попросила архитектора перестроить его.
Карл и Адель были интеллигентные, умные люди, очень ценили искусство и хотели собрать вокруг себя соответствующее общество. Во флигеле открыли литературное кафе, там часто бывали члены Суриковского литературно-музыкального кружка — первого объединения, к которому примкнул Есенин, в него входили деятели искусства «из народа». К новокрестьянской поэзии Сергея Александровича привел Николай Клюев, кружок они посещали вместе. Здесь Есенин читал первые стихи, пробовал себя на литературной сцене. Кроме того, неподалеку жил председатель этого кружка Сергей Кошкаров, тоже друг поэта, к которому тот ходил в гости. Здесь началась его эра новокрестьянской поэзии, здесь он создал себе новый образ — нарядился в косоворотку, стал читать стихи нараспев, подражая рязанскому говору.
«С помощью фотографии можно понять, как здание выглядело в 1918 году, буквально перед тем, как потеряло статус усадьбы. По старому снимку нельзя сказать совершенно точно, но мы можем предполагать, что у входа была стеклянная пристройка, вроде зимнего сада или оранжереи. Она не сохранилась, и в целом здание претерпело значительные изменения. У него богатая история: после революции здесь располагались конторские помещения, в особняке долгое время располагался детский сад, сохранилось много фотографий с группами детей на его фоне. Наш флигель был конторским, также, по некоторым данным, здесь могли быть коммунальные квартиры — очевидно, устроили большую внутреннюю перепланировку. Некоторое время здание, к сожалению, стояло заброшенным, в нем не было окон и крыши, интерьеры сохранились очень плохо. От изначальных осталась только чугунная лестница и метлахская плитка, и они как раз иллюстрируют, что внутреннее оформление тоже выполнили в стиле модерн, присутствуют витиеватые цветочные мотивы. Фасад остался практически неизменным — конечно, были утрачены некоторые элементы, но их удалось восстановить при реставрации. Когда здание уже передали музею, на месте слухового окна сделали барельеф с портретом Сергея Александровича», — рассказывает Ксения Леонова.
Выставка «Москва. Модерн. Есенин» будет работать до 30 июня в «Есенин-центре» (переулок Чернышевского, дом 4, строение 2).