Подмосковный Барбизон: за что дачники XX века любили Крюково и его окрестности

24 июля 2021
Культура

В 1803 году историк Николай Карамзин заметил, что летом Москва пустеет — жители устремляются на природу. Однако настоящий массовый летний исход из города начался чуть позже, с развитием железных дорог: пригородные поезда позволяли быстро доехать до дачных поселков в Химках, Тарасовке, Пушкине или Лианозове. К концу XIX века вокруг Москвы насчитывалось более шести тысяч дач, расположенных в 180 поселках. В последующие годы и десятилетия дачный отдых только укреплял свои позиции.

Отдыхающие ходили друг к другу в гости, устраивали спектакли, концерты и даже маскарады, танцевали и музицировали, играли в шарады и фанты, проводили шуточные спиритические сеансы. Совместно с Музеем Зеленограда, недавно выпустившим онлайн-выставку «Крюково дачное», совершаем вылазку в Крюково образца первой половины ХХ века — тогда еще не район Москвы, а один подмосковных поселков и популярное дачное место.

От станции до кинотеатра и библиотеки

В 1851 году была построена железнодорожная станция Крюково, и вскоре одноименный поселок облюбовали московские дачники. Крюково и близлежащие деревни — Каменка, Кутузово, Баранцево, Андреевка — привлекали горожан живописной природой и умеренными ценами. Семьи московских дачников, как правило, уезжали за город в конце весны, а возвращались только осенью. Правда, главы семейств нередко ездили на службу, но благодаря железной дороге путь занимал не очень много времени.

В книге «Дачи и окрестности Москвы» 1935 года читаем: «Станция Крюково. Десятая остановка, 39-й километр. Билет 4-й зоны. Один час пятнадцать минут езды от станции Москва Октябрьской железной дороги».

В этой же книге можно найти довольно подробное описание Крюкова и окрестностей образца 1930-х годов: «Его [Крюково] окружают луга и холмы, группы хвойных и лиственных деревьев и озеро, годное для купанья. На озере — катанье на лодках, ловля карасей. Свыше 230 дач вытянулось вдоль улицы Ленина и Октябрьского проспекта. Большинство домиков окружено зеленью. Все развлечения и культурные мероприятия проводятся в клубе. Помимо кружковых занятий, здесь силами любителей и при участии артистов московской эстрады устраиваются спектакли и концерты. В летнем кинотеатре ежедневные сеансы».

Крюково глазами маленькой Марины Цветаевой

У историка Дмитрия Иловайского (1832–1920), автора пятитомной «Истории России» и нескольких учебников, на которых выросло не одно поколение дореволюционных гимназистов, в Андреевке близ Крюкова было собственное имение Белая дача. Туда нередко приезжал зять Иловайского профессор Московского университета и основатель Музея изящных искусств в Москве (сейчас — ГМИИ имени А.С. Пушкина) Иван Цветаев с дочками Мариной и Анастасией. Марина Цветаева в одном из своих очерков так описывала Крюково:

«Мы с Асей — в Спасском, именуемом также Крюковом, по названию станции Николаевской железной дороги. В детстве нам это невиданное Крюково мнилось крюком, железным крюком старьевщика, а то и клюкой, Ягой, значит, опять-таки — старостью. Со станции ехали на линейке, вещи без будущего и прошлого: вдоль событий, — мимо черных елей, мягко-колючими мокрыми лапами задевающих по лицу, как кропилом. Разлатое здание, поданное как на ладони болотистой равниной».

После революции в Белой даче разместили детскую столовую и комитет бедноты, а позже — начальную школу для местных детей. В 1922 году главное здание имения сгорело, а другие постройки продали с аукциона.

Дмитрий Иловайский с внучкой Валерией Цветаевой в имении Белая Дача. Крюково. 1903 год. Музей Зеленограда

Спиритические сеансы Михаила Булгакова

Летом 1926 года в Крюкове отдыхал Михаил Булгаков с женой Любовью Белозерской. Они снимали у своих знакомых Понсовых всего одну комнату, но ее оказалось вполне достаточно. «Нам отдали комнату-пристройку с отдельным входом. Это имело свою прелесть, например, на случай неурочного застолья. Так оно и бывало: у нас не раз засиживались до самого позднего часа», — вспоминала Белозерская.

Актриса Елена Понсова (1907–1966) в то лето была еще 20-летней студенткой Театрального училища имени Щукина. В 1925 году она начала выступать на сцене Третьей студии МХАТ (будущий Театр имени Вахтангова). Совсем недавно комедийный талант Понсовой по достоинству оценила публика — актриса дебютировала в спектакле «Виринея». А теперь она отдыхала на даче вместе со своими старшими сестрами Лидией и Евгенией, а также с друзьями.

На даче было весело и шумно. Здесь бывали артисты Всеволод Вербицкий и Рубен Симонов, актриса Анна Орочко, художник-макетчик Сергей Топленинов, преподаватель школы Большого театра Владимир Мориц и многие другие. Родители сестер Понсовых, а также их маленький брат Алеша (будущий театральный художник Алексей Понсов) и старший брат Жорж, который отдыхал на даче со своей семьей, развлечениям молодежи не мешали. Днем местом встреч была теннисная площадка, а к вечеру публика стягивалась в гостиную.

Михаил Булгаков на даче у Понсовых. 1926 год. Музей М.А. Булгакова

«Здесь центром служил рояль, за который садилась хорошая музыкантша Женя или композитор Николай Иванович Сизов, снимавший в селе комнату, — писала Белозерская. — За инструмент садился он безотказно: хотелось ли Лидуну [Лидии Понсовой. — Прим. mos.ru] спеть серебряным голоском французскую песенку, или нам в шараде требовалось музыкальное сопровождение, или просто тянуло потанцевать».

Танцами и музыкой веселая компания не ограничивалась. Однажды ночью дачники решили провести спиритический сеанс, который чуть было не кончился паникой — явившийся на зов людей дух в полной темноте бросал книги, швырял на стол редиску и вытаскивал шпильки из женских причесок. Впрочем, быстро выяснилось, что все это проделал Михаил Булгаков, сговорившись с одним из отдыхающих и вооружившись длинным прутом и перчатками.

Людмила Белозерова с большим теплом вспоминала лето в Крюкове многие годы спустя: «Мы все, кто еще жив, помним крюковское житье. Секрет долгой жизни этих воспоминаний заключается в необыкновенно доброжелательной атмосфере тех дней. Существовала как бы порука взаимной симпатии и взаимного доверия… Как хорошо, когда каждый каждому желает только добра!»

Подмосковный Барбизон Бориса Кноблока

Известный театральный художник Борис Кноблок (1903–1984) много лет снимал дачу рядом с Крюковом, в Каменке. В своей книге воспоминаний Борис Георгиевич оставил прекрасное описание этих мест: «…Это и небо, это и пашни, темные гребни еловых лесов, бочажки речек, ручьев, ситец березовых звонких рощ, дурман цветущих лугов, отдаленный августовский звук молотилки, ночное, тропинки, холодок темной воды, ночного купания, росистое утро».

Каменку он сравнивал с Барбизоном — городком в центральной части Франции, где жили и рисовали свои пейзажи предшественники импрессионистов. Это сравнение вполне справедливо: в начале XX века в Каменке и окрестностях снимали дачи многие художники и архитекторы. Среди них живописец Константин Юон, художники Василий и Борис Яковлевы, Евгений Кацман, Петр Шухмин, Владимир Штраних, Виктор Перельман и другие. На выставке представлен рисунок «Перед блинами», созданный в 1929 году Борисом Георгиевичем, — вероятно, он запечатлел на нем свою семью и друзей-художников.

Б. Кноблок. Перед блинами. 1929 год. Из собрания семьи Кноблоков

«Парусиновый зонт, этюдник — постоянные компоненты разнообразного каменского пейзажа. Следы художественных “преступлений” встречались на каждом шагу: то брошенные израсходованные тюбики, то испачканные красками ствол, пень или лист. Каменка была полна следами влюбленности в нее художников разного почерка и возраста», — писал Кноблок.

Готическая дача Семена Лавочкина

Крюково оставалось популярным у дачников на протяжении всего ХХ века. В конце 1940-х, например, здесь построил дачу известный авиаконструктор Семен Лавочкин (1900–1960). Двухэтажный дом в готическом стиле располагался прямо на берегу реки Сходни.

Дача Семена Лавочкина в поселке Крюково. Вторая половина 1950-х годов. Музей Зеленограда

После войны некоторым главным конструкторам выделили средства и земельные участки для строительства дач. Семен Лавочкин оказался в их числе. Дача стала его любимым местом отдыха.

«На втором этаже располагались спальни, детские комнаты, а на первом — столовая, комнаты для гостей и кухня. Участок был большой, лесистый. На участке был небольшой огород, на котором выращивали морковь, свеклу, огурцы, помидоры, зелень. Причем огородом занимался Семен Алексеевич сам. Он с удовольствием копал грядки, сажал, поливал, любовно ухаживал за посадками, собирал урожай. Во фруктовом саду росли яблони, сливы, вишни, кусты смородины, малины, крыжовника», — вспоминал коллега Лавочкина Леонид Закс.

Семен Лавочкин на даче в поселке Крюково (в домашней одежде). 1958 год. Музей Зеленограда

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события
Бесплатно

Игра стоит встреч: площадки для футбола, баскетбола, тенниса и волейбола

1 января 202331 декабря 2024

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies