Департамент культурного наследия города Москвы утвердил предмет охраны церкви Троицы в Никитниках, обладающей статусом объекта культурного наследия федерального значения. Специалисты составили подробное описание ценных элементов, определяющих исторический облик церкви, которую планируют начать реставрировать в этом году.
Храм построили в 1631–1634 годах на средства состоятельной купеческой семьи Никитниковых. Считается, что после небольшой перестройки в 1650-х он был расписан лучшими царскими живописцами – Симоном Ушаковым, имевшим здесь свою мастерскую, Яковом Казанцем и Иосифом Владимировым.
«Храм Троицы в Никитниках отличается характерной для Средневековья усложненной объемно-пространственной композицией и выразительным силуэтом. Важно отметить, что благодаря своим уникальным интерьерам и росписям храм был признан выдающимся памятником еще в середине XIX века. Церковь хорошо сохранилась до нашего времени, ее даже практически не затронул пожар 1812 года. Эксперты провели масштабное исследование, в рамках которого изучили фасады и интерьеры памятника, а затем сформировали перечень всех исторических элементов, создающих уникальный облик церкви. Теперь любые реставрационные работы будут проводиться с учетом предмета охраны», – рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Фасады храма декорированы с использованием формованного кирпича, резного белого камня и изразцов, стилизованных под древнерусское узорочье, которое характерно для церковного зодчества второй четверти XVII века. Резьба иконостаса главного придела храма выполнена московскими и ярославскими мастерами. Стенопись храма, восстановленная в результате длительной реставрации в 1940-х и 1960-х, принадлежит царским мастерам.
В росписи южной стены алтаря мученика Никиты можно увидеть семейный портрет купцов Никитниковых. На стенах придела Иоанна Богослова можно увидеть сцены апокалипсиса в необычной трактовке, а на западной стене вместо традиционного изображения Страшного суда показаны чудеса Иисуса Христа на Земле и притчи «О блудном сыне», «О девах разумных и неразумных», «О богатом и бедном Лазаре».
В интерьере храма сохранились первоначальные резные белокаменные порталы, массивные двустворчатые железные двери, кованые прямоугольные решетки с растительным и зооморфным орнаментами, резные полихромные деревянные клиросы второй половины XVII века.
В предмет охраны также вошли объемно-пространственная композиция здания церкви с колокольней, крыши, шатры, купольные завершения и главы с крестами, их конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия, композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, высокий белокаменный цоколь, лестницы (включая внутристенную) конца XVII века.
Также специалисты отметили архитектурно-художественное оформление интерьеров, белокаменные порталы храма и их оформление, включая резной белокаменный декор, орнаментальную белокаменную резьбу центральной двухступенчатой арки со стороны трапезной, два деревянных клироса XVII века в трапезной храма с плоской резьбой в завершении, подоконники из плит натурального камня, пятиярусные иконостасы, а также художественный металл XVII века – железные створки и кованые решетки порталов храма с растительным орнаментом и изображениями птиц и зверей, ажурные решетки, медные паникадила и многие другие элементы.