В фондах Музея Победы хранятся два очень печальных и трогательных архива. В них собраны детские рисунки, созданные в 1941–1945 годах. На пожелтевшей бумаге вместо привычных для сегодняшнего детского творчества сюжетов — битвы, залпы орудий, дым. Ясное небо заполнено истребителями, а в море виднеются не белые теплоходы, а боевые суда. Война изменила жизнь детей, заставила быстрее взрослеть и вместе со взрослыми мечтать только об одном — о победе.
В одном архиве хранится графика, созданная в детстве будущим известным художником Николаем Маркаровым (1933–2008), во втором — работы воспитанников одного из московских детских садов. Предлагаем заглянуть в оба.
Николай Маркаров — художник-график, скульптор, иллюстратор, поэт. В 1963 году окончил Московский государственный ордена Трудового Красного Знамени художественный институт имени В.И. Сурикова. В 1965 году начал преподавать в Московском архитектурном институте (МАРХИ) сначала на кафедре рисунка, потом — скульптуры. В 1974 году был принят в Союз художников СССР. Его работы хранятся сегодня во многих музеях России. Среди них — Музей истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Музей Победы (Москва), Государственный музей истории, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Работы Маркарова участвовали во многих выставках на родине и за границей. Первой из них стала Детская выставка скульптуры в городе Баку в 1946 году. 13-летний художник получил на ней I премию за скульптуру «Последние часы жизни Тараса Бульбы на костре». Детские рисунки Николая Маркарова передала в Музей Победы его вдова Элеонора Хазарян.
Когда началась война, Николаю Маркарову, тогда еще просто Коле, было восемь лет. Уже в то время было ясно, что у мальчика большой талант. Его работы берегли — в семейном архиве сохранились даже те, которые он рисовал для отца, отправившегося на фронт. Среди сюжетов, сделанных в 1941–1945 годах, важное место, конечно, занимала война. Серьезная часть этого архива посвящена воздушным боям.
Детство Маркарова прошло в Баку (в Москву он переехал в 1956 году). Столица Азербайджанской ССР занимала особое место в планах нацистской Германии — город был богат нефтью и имел выход к Каспийскому морю. Захват Баку планировался к 25 сентября 1942 года. В 1942–1943 годах Красная армия отразила 74 попытки вторжения воздушных сил противника в город.
В июле 1941 года корабли Каспийской военной флотилии переправили в Баку танковую дивизию из Красноводска (сейчас — Туркменбашы, город на западе Туркменистана). Среди абстрактных танков на рисунках юного художника выделяется один — у него есть конкретное название. «Горьковский пионер» — реальный танк, созданный на деньги, собранные школьниками города Горького (сейчас — Нижний Новгород).
1 сентября ученики школы № 102 Кировского района Горького выступили с предложением помочь фронту. Их поддержали все школьники Горьковской области. Ребята сдавали металлолом, макулатуру, помогали взрослым в работе, а все деньги перечисляли на особый счет. Горьковский автомобилестроительный завод, на время войны перешедший на выпуск военной техники, построил танк «Горьковский пионер». Название с гордостью нанесли на корпус.
В начале 1942 года боевая машина была передана танкистам. Экипаж «Горьковского пионера» поддерживал связь с ребятами, бойцы отчитывались в письмах о подвигах. Всего на средства, собранные школьниками, было построено семь танков. О танковой колонне «Горьковский пионер» рассказывали по Всесоюзному радио, в газетах, доброе дело своих сверстников обсуждали школьники всей страны. Среди них, вероятно, был и маленький Николай Маркаров.
В 1957 году, кстати, вышла вдохновленная этой историей повесть для детей «Танк “Пионер”» писателя, журналиста и фронтовика Семена Самсонова.
Еще один рисунок, посвященный конкретному объекту, — «Юпитер». Такое название носило буксирно-спасательное судно, выполнившее в первые месяцы войны сложнейшие операции в Черном море. В августе 1941 года под вражеским артобстрелом «Юпитер» вывел из порта Херсона ледокол № 7 и пароход «Силин». 22 сентября, оказывая помощь пострадавшим судам в районе острова Тендровская коса, «Юпитер» подвергся массированной атаке с воздуха. Спасательное судно было обесточено, изрешечено пулями и осколками, навигационные приборы были выведены из строя. Потеряв почти треть экипажа, оно выстояло и пришло в Севастополь.
Рисунок «Щука» посвящен не конкретному судну. «Щуками» назывались подводные лодки типа Щ, самые многочисленные среди подлодок СССР времен Великой Отечественной войны. За боевые заслуги шесть «Щук» получили звание гвардейских, 11 были награждены орденом Красного Знамени.
Эти рисунки передала в музей художница Марина Афанасьева, иллюстратор детских книг, вместе с работами своей мамы Екатерины Афанасьевой (1900–1998). Она училась в самом известном художественном учебном заведении 1920-х — ВХУТЕМАСе. Работала в издательствах «Детская литература», «Учпедгиз». В годы Великой Отечественной войны была бригадиром художников в художественной эстампной мастерской, трудилась в эвакогоспитале № 290, где создавала портреты раненых и врачей. А еще воспитывала дочку Марину, которая родилась в 1938 году и в годы войны ходила в детский сад.
После войны Екатерина Александровна работала на заводе «Серп и молот», где рисовала портреты передовиков. С 1954 по 1968 год служила художником на студии «Диафильм». В 1979 году начала работу в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина.
Пять рисунков, сохранившихся в семейном архиве, созданы в 1945 году и посвящены Победе. Все пять — радостные, веселые и счастливые.