Ушла из жизни заслуженная артистка России Нина Шацкая. Актрисе был 81 год, почти 50 из которых она посвятила трем московским театрам — Театру на Таганке, «Содружеству актеров Таганки» и «Школе современной пьесы». Основные этапы ее творческой биографии — в нашем материале.
Окончив в 1963 году Государственный институт театрального искусства с дипломом актрисы музыкальной комедии, Нина Шацкая собиралась поступить в труппу Театра имени Моссовета. Там в то время работал ее первый муж, актер Валерий Золотухин. На прослушивание молодая актриса подготовила отрывок из пьесы Анатолия Софронова «Обручальное кольцо», спектакль по которой в то время шел в репертуаре театра. Ее не приняли, однако в том же году она все-таки вышла на сцену в этом самом спектакле. Исполнительница главной роли заболела, и в театре вспомнили о Шацкой. Спектакль начинался в 20:00, а в 17:00 в ее квартире зазвонил телефон. Трех часов было недостаточно, чтобы подготовиться, но она все же согласилась. И справилась. Как позже она напишет в своих воспоминаниях: «лихо отчебучивала что-то свое». Из дирекции театра Шацкой прислали благодарственное письмо, но постоянной работы так и не предложили. Свой театр она нашла в следующем, 1964 году.
«“Ребята, потрясающий театр! Идите и показывайтесь в театр к Любимову. Вы видели “Доброго человека из Сезуана”? Только туда”, — встретил как-то нас на улице Расми Джабраилов, и эти его слова определили нашу творческую судьбу», — писала Шацкая в своей книге «Биография любви. Леонид Филатов».
На прослушивание к Любимову она пришла вместе с Золотухиным. Скрывая, что они муж и жена, актеры показали отрывок из какой-то оперетты и в тот же день были приняты. Почти сразу Валерия взяли на роль Грушницкого в готовящемся к премьере «Герое нашего времени», а Нину ввели в старый спектакль «Ох уж эти призраки» по пьесе Эдуардо де Филиппо, но зато сразу на главную роль.
Довольно быстро она стала одной из главных звезд Театра на Таганке. Среди спектаклей, в которых она играла, — «А зори здесь тихие...» (роль — Женя Комелькова), «Преступление и наказание» (Дуня), «10 дней, которые потрясли мир» (Шансоньетка), «Жизнь Галилея», «Тартюф» (Мариана), «Добрый человек из Сезуана» (Племянница). В 1977 году, когда Юрий Любимов решился на эксперимент — поставить на сцене роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», он выбрал именно Шацкую на главную женскую роль.
Эта работа потребовала от актрисы определенной смелости — по задумке Любимова, на балу у Воланда (его играл Вениамин Смехов) Коровьев (Иван Дыховичный) срывал с Маргариты плащ, оставляя ее полностью обнаженной. Даже учитывая тот факт, что актриса не поворачивалась к залу лицом, это был очень смелый шаг. Впрочем, театральные критики уверяли: ни о какой пошлости речи быть не может. Маргариту-Шацкую сравнивали со статуей Венеры, ее игрой восхищались. Леонида Филатова, который позже, в 1980-х, стал вторым мужем Шацкой, режиссер видел в роли Мастера, но тот поначалу отказывался. Первое время Мастера играл Дальвин Щербаков, а Филатов был введен в спектакль позже.
В Театре на Таганке Нина Шацкая работала почти 30 лет, с 1964 по 1993 год, а после его раскола ушла во вновь созданный театр «Содружество актеров Таганки». Здесь под руководством Николая Губенко она проработала 10 лет. Первой премьерой «Содружества актеров Таганки» стала чеховская «Чайка» в постановке Сергея Соловьева, известного театрального и кинорежиссера. Роль Аркадиной, взбалмошной актрисы, переживающей свой последний роман и непростые отношения с сыном, сыграла Нина Шацкая.
В 2003 году актриса перешла в театр «Школа современной пьесы», где проработала до 2013-го. Один из самых известных спектаклей, в которых она сыграла на этой сцене, — «Русское варенье». Постановка, премьера которой состоялась в 2007 году, до сих пор остается в афише театра.
В кино Шацкая начала сниматься еще до окончания ГИТИСа. В 1962 году на экраны вышла картина «Коллеги» Алексея Сахарова по одноименной повести Василия Аксенова. Актриса сыграла роль Инны, невесты одного из главных героев, Саши (Василий Ливанов), — молодого человека, уехавшего из Ленинграда по распределению работать в сельской больнице врачом. Фильм не получил большой известности — в связи с близостью Василия Аксенова к диссидентским кругам и его отъездом в США «Коллег» в советское время очень редко показывали по телевидению.
Второй работой Шацкой в кино стала комедия Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», ставшая всенародно любимой. В фильме она сыграла небольшую роль пионервожатой.
Также в 1960-х она снялась в приключенческом фильме о Гражданской войне «Чрезвычайное поручение» (1965), комедиях «Саша-Сашенька» (1966) и «Белый рояль» (1968). В последней она сыграла главную роль — Аллу Сергеевну Арсеньеву, музыковеда и музейного работника, одержимого идеей поиска музыкальных инструментов разных эпох. Поиски уникального белого рояля, когда-то принадлежавшего эмиру Бухары, заставляют Аллу Сергеевну взять отпуск за свой счет и отправиться в Душанбе, где ее, конечно, ждут забавные приключения. Коллегами Шацкой по этому фильму стали актеры Фрунзик Мкртчан, Сталина Азаматова, Алексей Смирнов и Расми Джабраилов — тот самый, который посоветовал ей пойти на прослушивание в Театр на Таганке несколькими годами ранее.
В 1971 году она снялась у Абрама Роома в фильме «Преждевременный человек» — экранизации неоконченной пьесы Максима Горького «Яков Богомолов».
Одной из последних картин с участием Шацкой стал «Визит к Минотавру» — многосерийный телевизионный фильм по мотивам одноименного романа мастеров советского детектива Аркадия и Георгия Вайнеров. Актриса сыграла роль врача Аллы Георгиевны.
В 2008 году Нине Шацкой было присвоено звание заслуженной артистки России.