Переживший Наполеона: как Останкинский дворец сохранил свой облик до наших дней

21 февраля
Культура

Останкинский дворец был построен в конце XVIII века для влиятельного аристократа Николая Шереметева по последней моде, отделан самыми дорогими материалами, украшен искусной золоченой резьбой и лепниной, но… без фундамента. При том что именно этот дворец пережил пожар 1812 года, революции, Великую Отечественную войну почти в неизменном виде и сохранил аутентичную обстановку и интерьеры. Название выставки — девиз рода Шереметевых Deus conservat omnia, он означает «Бог сохраняет все». И это отлично описывает судьбу Останкинского дворца.

«Культура Москвы»

Купить билеты на выставку «Deus conservat omnia. История реставрации Останкинского дворца» можно по ссылке. 

Самое ценное во дворце — это не отдельная мебель, люстры, стены, а все в комплексе. Когда в 1941 году была тотальная эвакуация, директор Останкинского музея тоже обратился с просьбой об эвакуации. Ответ был шедевральным: главный экспонат — это дворец, эвакуировать его нельзя. И это еще одно чудо, что он сохранился. Действительно, Deus conservat omnia — благодаря гению места и рукам реставраторов дворец сохранился Ольга Еремина главный хранитель ГМЗ «Останкино и Кусково», кандидат исторических наук

Архитектура, которая «дышит»

Выставка очень хорошо структурирована. Осмотр начинается с архитектурных и инженерных особенностей здания. Оказывается, вентилируемый фасад — не находка современных застройщиков.

«Все продумано до мелочей, установлены опоры, между которыми уложены бревна, а затем уже эта конструкция зашивается досками, дранкой и оштукатуривается. Внешне дворец производит впечатление каменного здания, внутри вентилируемый фасад, воздушная прослойка, она создает эффект термоса. Поэтому так хорошо сохранились обои, штукатурка, золоченая резьба — такие хрупкие материалы. Во дворце температура никогда не меняется резко», — отмечает Ольга Еремина.

«Слоеный пирог» дышащего фасада можно увидеть в разрезе. С такого ракурса дворец уже не рассмотришь после реставрации — этим выставка уникальна. И еще тем, что архитектурный шедевр тут можно детально изучить с инженерной точки зрения.

Дворец для пастушки

Останкинский дворец — признание в любви. В любви к женщине и ко всем видам искусства, особенно к театру. Возлюбленная и муза Николая Шереметева Прасковья Жемчугова была талантливой известной актрисой и одновременно… крепостной графа. До тех пор, пока один из самых влиятельных и богатых аристократов России не нарушил все сословные правила: он освободил Прасковью и ее семью, а затем обвенчался с ней.

«Николай Шереметев был погружен в идеи Просвещения, гуманизма и был очень увлечен театром. Мне кажется, что он эти театральные идеи перенес в свою жизнь. Ведь на сцене граф, встречая пастушку и видя, насколько она мила, добродетельна, игнорирует ее социальное положение. Главное — человек, его человеческие качества», — говорит Ольга Еремина.

В оснащенном по последнему слову техники театре дворца прошло лишь четыре выступления. В 1803 году Прасковья умирает от туберкулеза. Николай Шереметев пережил ее всего на шесть лет. Дворец как будто засыпает. И это пошло дворцу на пользу — он сохранился неизменным в своем полусне.

Наконец с фундаментом

После Отечественной войны 1812 года под роскошную «времянку» подвели фундамент. Фрагмент опорного бруса фундамента можно увидеть на выставке. Сейчас конструкции укрепляют. По дереву работают по старинке — топорами, стамесками. У каждого стенда установлен экран, на котором нон-стоп проигрывается ролик о реставрации. В кадре — люди, предметы, материалы, технологии. Очень много молодых специалистов. На заметку подросткам и тем, кто думает о смене профессии: реставратор — перспективная творческая профессия, которую в обозримом будущем не заменят нейросети и роботы.

«Дочь учится на реставратора и в восторге от этого процесса. Действительно, в этом есть некоторое волшебство. В наш век суррогатов и заменителей очень интересно прикоснуться к подлиннику. Для молодых людей, большая часть жизни которых проходит в информационном пространстве, это очень важно. Потом, когда они придут в Останкинский дворец, первое впечатление будет: “Как красиво!” А здесь есть возможность рассмотреть детали и почувствовать красоту каждой из них», — поясняет Ольга Еремина.

Было  — стало

Выставка легко читается через «было — стало». Например, окно: одна створка пористая и почерневшая (до реставрации), а вторая уже отреставрирована. Преимущественно реставраторы работают по историческим технологиям. Краски, воски — по рецептам еще тех времен, когда дворец был построен. Есть даже такие экзотические материалы, как клей из рыбьего пузыря. Да, именно он лучше всего скрепляет паркет.

Но это не значит, что от современных материалов совсем отказались. Тот же паркет восстанавливают и с помощью полимера — «твердого воска». Его растапливают и заполняют пустоты в дереве. Реставраторы работают шприцами и другими медицинскими инструментами — «лечат» поврежденные предметы, вводят инъекции, чтобы восстановить дерево. Инструменты и технологии представлены в роликах и на стендах. Выставка не только о прекрасном, она будет интересна и людям технического склада ума, особенно тем, кто неравнодушен к прикладным видам искусства и ремеслам.

Дороже и богаче

Иногда реставраторы используют даже более дорогие материалы, чем расточительный Шереметев. Но это не прихоть, а желание вернуть дворцу первозданный вид. Например, в Египетском павильоне установят двери, на которых очень искусные резные деревянные элементы. Изначально они были посеребренные. Но серебро быстро чернеет. Уже при Николае Шереметеве пришлось закрасить резьбу белой краской, что не соответствовало замыслу. В наше время остатки краски бережно сняли и покрыли резные элементы белым золотом. Теперь они не почернеют — Шереметев бы оценил.

Блестящие обманки

Дворец кажется каменным, но он деревянный. Колонны выглядят как мраморные, но на самом деле тоже из дерева. В конце XVIII века искусные обманки стали очень популярны. Они были не дешевле оригинала. Наоборот, технологии и мастера обходились заказчикам очень дорого. Это был своего рода азарт — сделать еще лучше натурального. Очень интересный экспонат — псевдомраморная колонна. «Мрамор» в данном случае — это отполированная штукатурка, зато можно выбрать любой цвет и удивить гостей технологией.

Пробуждение дворца

В середине XIX века Останкинский дворец дремал, как спящая красавица. Давно был закрыт театр, не проходили празднества. И вдруг Александр II перед коронацией решил пожить в Останкине. Время перед коронацией — очень ответственный этап для монархов. И то, что выбор пал на Останкинский дворец, определило его дальнейшую судьбу. Дворец снова стал популярен среди знати, интерес к нему вырос. Дмитрий Шереметев (сын Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой) провел очередную реставрацию.

Продвигаясь по выставке, как будто проходишь вглубь дворца и изучаешь его историю. Во втором зале — ткани, которыми был отделан будуар императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Это английские вощеные ситцы, очень долговечные. Реставраторы нигде не заменяют ткань, только устраняют мелкие дефекты.

Закрывает выставку коллекция французских обоев. Их выбирал еще Николай Шереметев, а его сын Дмитрий сохранил. Цвета за два с лишним века не потускнели. Рисунок на обои наносился трафаретами во много слоев, что делает его объемным.

Реставрация как детектив

Реставраторы работают как детективы — ищут свидетельства, рисунки, документы. Есть сведения, что фасад дворца был цвета утренней зари. И как выглядел такой цвет? Определить помог фрагмент сохранившейся штукатурки. А цвет бедра нимфы или раздавленной блохи? Все подробности выясняют: очень помогают образцы, которые оставили предыдущие реставраторы. Внимательный посетитель заметит, что на многих экспонатах есть незакрашенный фрагмент — это сделано для будущих реставраторов, чтобы они видели исходник. Но бывают и курьезные послания. Они тоже есть на выставке.

«Записки реставраторов: “Здесь в 1954 году в месяце июне производили обмеры студенты МАИ второй группы первого курса. Здесь были, в частности, Серебряков и Купцов”. То есть это они просто написали и подложили под скульптуру сфинкса на печи в Египетском павильоне», — рассказала Ольга Еремина.

Выставка — приглашение к открытию дворца. Уже в этом году для посетителей откроется после реставрации Египетский павильон и прилегающие к нему галереи. Но только сейчас гипсовые барельефы с греческими богами можно рассмотреть так близко. А потом — на высоте нескольких метров. Те, кто побывает на выставке, увидят дворец совсем другими глазами.

Подробнее о городских событиях

Источник: mos.ru

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события
Событие завершено

«Сказки и легенды Казани» в библиотеке № 236

26 сентября 2024
14:30 – 15:30
Бесплатно

Первая международная онлайн выставка-конкурс #ЭнкаустикаСегодня

27 июня 20204 июля 2025


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies