«Приключения Чиполлино» Джанни Родари, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, «Тайна детской коляски» Виктора Драгунского — не одно поколение маленьких читателей знакомилось с этими книгами, оформленными Виктором Чижиковым. Его узнаваемый стиль любят не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Интерес к рисованию у Виктора Чижикова был с детства. Школьником он пробовал себя в создании шаржей и карикатур — получалось неплохо, да так, что на него обратили внимание художники из коллектива Кукрыниксы. Мастера-карикатуристы предложили мальчику Вите два раза в год показывать им свои рисунки и получать советы и наставления. У ребенка талант, который нельзя не развивать, считали они. И были правы.
Имя Чижикова прогремело гораздо позже — в 1980 году, когда весь мир увидел его творение: добродушно улыбающегося медвежонка Мишку, ставшего символом XXII летних Олимпийских игр.
Эскиз утвердили тремя годами ранее после победы Виктора Александровича в конкурсе на лучшее изображение медведя. Работа была долгой и изнурительной: Чижиков рассказывал, как он и его друзья-художники часто собирались вместе, продумывали варианты, делали наброски — каждый свои. Его работа отвечала всем требованиям — была простой, располагающей, узнаваемой. Правда, изначально художник забыл про олимпийскую символику. Как ее обыграть в рисунке, придумал немного позже. Говорил, что пояс в цвет олимпийских колец, который он надел на медвежонка, ему приснился.
Появление «ласкового Миши» на церемонии закрытия Олимпиады само по себе было праздником: восьмиметровая надувная резиновая кукла поднялась над стадионом, поддерживаемая воздушными шарами, помахала лапой и улетела. Она смогла добраться до Воробьевых гор, откуда ее увезли на склад.
Мишка мгновенно стал всенародным любимцем. Его изображение печатали на почтовых марках, открытках, конвертах и многом другом, оно не сходило со страниц журналов и газет. Сувениры с ним разлетались, как горячие пирожки, и, наверное, каждый советский ребенок получил в то время в подарок маленького мишку.
За своего медвежонка Чижиков получил орден «Знак Почета», Почетный знак Олимпийского комитета и диплом Академии художеств СССР. Через год ему присвоили звание заслуженного художника РСФСР. Народным художником Российской Федерации он стал в 2016-м.
На тот момент Чижикова хорошо знали как иллюстратора книг для детей. Он успел поработать в журналах «Крокодил», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Пионер» и других. Однажды обложку, сделанную Чижиковым для последнего, читатели назвали лучшей за год. С 1968 года он был членом Союза художников РСФСР.
Создавать картинки для детских книг он начал в 1960-м. Первой была «Тайна детской коляски» Виктора Драгунского, который стал его другом. Писателя впечатлили иллюстрации — живые, милые, забавные.
Виктор Александрович поддерживал дружеские отношения и с другими писателями, с которыми работал. Его хорошим приятелем стал Эдуард Успенский — он сделал иллюстрации к его книгам «Вниз по волшебной реке», «Колобок идет по следу», «Меховой интернат: поучительная повесть о девочке-учительнице и ее пушистых друзьях», «Дядя Федор, пес и кот», «Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашино».
Кроме того, Чижиков дружил с кукольником Сергеем Образцовым. Тот как-то дал ему хороший совет: не стоит пугать детей страшными рисунками, даже если по сюжету персонаж и злой. Этого совета художник старательно придерживался и грозного Бармалея к «Доктору Айболиту» Корнея Чуковского представил довольно трогательным.
Еще Чижиков рисовал героев произведений Ирины Токмаковой, Сергея Михалкова, Александра Волкова, Агнии Барто, Самуила Маршака, Лии Гераскиной, Николая Носова и многих других. Его иллюстрации знали все, кто читал книжки «Аля, Кляксич и буква ˵А˝», «Волшебник Изумрудного города», «В Стране невыученных уроков», «Витя Малеев в школе и дома», — список очень внушительный.
Он работал и с произведениями иностранных писателей. Например, иллюстрировал «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Эту работу ему предложил переводчик Борис Заходер: он позвонил Чижикову и призвал его бросить все остальные дела, чтобы сосредоточиться на «Алисе», — других кандидатур он просто не рассматривал. Рисовал Чижиков и героев книжки «Винни-Пух и все-все-все», которую также переводил Заходер. Кроме того, он проиллюстрировал «Огниво» Ханса Кристиана Андерсена и «Приключения Чиполлино» Джанни Родари.
Виктор Александрович и сам писал книжки. Например, в соавторстве с Эдуардом Успенским в середине 1980-х он создал истории о дружбе девочки Веры и обезьянки Анфисы. А в начале этого года Чижиков участвовал в выставке в Музее российской литературы имени Владимира Даля, посвященной Успенскому.
На его счету более 20 дипломов и премий, среди которых Почетный диплом Совета по детской книге России, премия имени Л.Н. Толстого, серебряная медаль Российской академии художеств и многие другие. В 2016 году ему присвоили звание народного художника Российской Федерации.