Панк и глянец. Главные экспонаты выставки Стэнли Грина в «Мультимедиа-арт-музее»

6 февраля 2019
Культура

Стэнли Грин родился в 1949 году в Нью-Йорке. Впервые он взял в руки камеру, когда ему было 11, а через 20 с лишним лет попал в студию к легендарному фотодокументалисту Юджину Смиту. В молодости Грин снимал друзей и знакомых, многие из которых впоследствии стали суперизвестными музыкантами. В его объектив в 1975–1985 годах попадали The Mutants, Yanks, The Ramones, Metallica, Dead Kennedys, Red Hot Chili Peppers и другие. В середине 1980-х Грин переехал в Париж, чтобы снимать моду. Но мировую славу и престижные премии ему принесла карьера фотожурналиста, начавшаяся с репортажа о падении Берлинской стены и продолжившаяся работой в горячих точках.

На выставке «Яростная красота: время и жизнь Стэнли Грина» представлены две ранние серии работ. Первая посвящена панк-движению в Сан-Франциско в 1970–1980-х, вторая — фешен-съемкам парижского периода.

«Нам было важно показать, из чего вырос стиль Грина-фотожурналиста, поэтому мы выбрали его ранние работы. Мне кажется, в 1970–1980-е сложился его метод — глубокое погружение в тему и предмет исследования. Каждая его серия — это рассказ о том, что он очень хорошо изучил изнутри, будь то мир моды, музыки, военный конфликт или природные катаклизмы», — говорит Анна Шпакова, куратор выставки.

Джелло Биафра, солист группы Dead Kennedys, в клубе Mabuhay Gardens, Норт-Бич, Сан-Франциско (1978)

Фото: Stanley Greene/NOOR

Грин получил художественное образование в Нью-йоркской школе визуальных искусств и Институте искусств Сан-Франциско. Вместе с ним учились молодые художники, музыканты и активисты. Об этом времени Грин вспоминал так: «Меня окружали рок-группы — панки и художники. Фактически они были моими соседями по комнате, поэтому иногда я их снимал. А по ночам я путешествовал по клубам, проникая в сердце музыкального андеграунда, снимая панк-культуру на лейку. Неслыханно! Богохульство!»

Стэнли Грин всегда снимал то, что знал и чем жил. Поэтому, глядя на его снимки, мы оказываемся в эпицентре событий — в водовороте клубов, концертов, людей и новых музыкальных направлений. Фотография с концерта Dead Kennedys сделана в 1978 году. В описании к ней Грин приводит слова журналиста газеты The San Francisco Examiner о Dead Kennedys: «Они точно попали в дух времени. Протест через разнузданность и нарочитую аморальность — вот то, что увидели в них поклонники».

Друзья-музыканты часто звонили Грину с просьбой прислать снимки, сделанные им во время концертов, для иллюстрации публикаций в прессе. Вскоре журналы и газеты стали сами обращаться к нему за фотографиями, а затем он стал штатным корреспондентом журнала Punk Globe.

Джинджер Койот, редактор и издатель журнала Punk Globe в клубе On Broadway, Сан-Франциско (фрагмент, 1984)

Фото: Stanley Greene/NOOR

Джинджер Койот, создатель и бессменный редактор журнала Punk Globe, была очень яркой личностью и одним из первых популяризаторов панк-движения. В 1970-е панк-рок только зарождался. Джинджер Койот серьезно отнеслась к этому направлению и стала поддерживать музыкантов, публиковать истории о них.

Стэнли Грин вспоминал: «Джинджер производила неизгладимое впечатление на всех, кто с ней встречался, и была настоящей звездой “Западного фронта” — так называли панк-тусовку Сан-Франциско. Позже, в 1989 году, Джинджер сама стала исполнять панк-рок и вошла в группу White Trash Debutants».

Район Норт-Бич, Сан-Франциско (1980)

Фото: Stanley Greene/NOOR

Грин снимал не только музыкантов и концерты, но и все, что окружало панк-рок. Район Норт-Бич в 1980-е был эпицентром клубной жизни Сан-Франциско. Эксцентричные девушки на фотографии — типичные представительницы тогдашней публики.

Снимок точно передает атмосферу времени и места. Зритель попадает в центр событий, будто столкнувшись на улице с двумя девушками по дороге в очередной клуб.

Мередит наносят макияж, Париж (1988)

Фото: Stanley Greene/NOOR

Под влиянием фильмов о модных фотографах, в частности «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони, Грин решил попробовать себя в роли фешен-фотографа. Сложно придумать для этого более подходящее место, чем Париж. Грин переехал туда в 1986-м, после десяти лет съемок арт-сцены Сан-Франциско.

Однажды на парижской улице его окликнула Мередит, девушка, с которой он был знаком, когда еще жил в США. Оказалось, что она приехала во Францию и стала моделью. Знакомство с ней помогло ему сделать первый шаг в модной фотографии: Грин начал снимать Мередит, ее агенту снимки понравились. А вскоре его работы начали публиковать крупные журналы.

Сам Грин скромно говорил: «Я никогда не считал себя великим фешен-фотографом. Я думал, что все, что я делаю, — это снимаю интересные тонкости». Период сотрудничества с глянцем был плодотворным, хотя и не очень продолжительным. Уже в 1989 году Грин попал в Берлин, где произошел главный поворот в его карьере.

Очень личная форма протеста

«Я стоял в толпе людей, кричавших, что они хотят быть частью свободного мира, и обнаружил, что фотокамера — это мощный инструмент», — вспоминал Стэнли Грин о падении Берлинской стены. Его снимок, на котором девушка в балетной пачке протягивает c легендарной стены открытую бутылку шампанского, попал на страницы ведущих журналов и стал одним из символов события. Грина захватила фотожурналистика. Он освещал военные конфликты, природные катаклизмы и их последствия в Чечне, Судане, Ливане, Ираке и Афганистане. В октябре 1993-го он стал единственным западным журналистом, присутствовавшим в Белом доме во время обстрела здания из танков. Грин говорил, что освещение конфликтов — очень личная форма протеста.

Четыре раза Стэнли Грин получал самую престижную в мире фотожурналистики премию World Press Photo (в 1994 году — за репортаж из Белого дома, в 2001-м и 2004-м — за съемки из Чечни и в 2008-м — за серию работ из Судана).

Стэнли Грин умер в мае 2017-го. 14 февраля этого года ему могло бы исполниться 70 лет.

 

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

Онлайн-экскурсия «Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies