До конца года фасады павильона бывшей бактериологическо-агрономической станции ботанического сада Императорского общества акклиматизации животных и растений приведут в порядок. Здание было возведено в 1892 году для второй Всероссийской ботанико-акклиматизационной выставки на средства Владимира Феррейна (1834–1918), собственника знаменитой аптеки на Никольской улице и фармацевтической лаборатории.
Строительство павильона обошлось ему в 20 тысяч рублей. После окончания выставки Владимир Феррейн безвозмездно передал павильон Обществу акклиматизации животных и растений, в котором состоял и сам. На станции проводили исследования по сельскохозяйственной бактериологии.
Павильон расположен рядом со станцией метро «Краснопресненская». Сейчас в здании открыт банк. В конце XIX века рядом с этим местом находился Нижний Пресненский пруд, который впоследствии засыпали. Вокруг него был разбит ботанический сад, который до наших дней тоже не сохранился. Он являлся частью комплекса зоологического сада, а построить его предложило в 1857 году Общество акклиматизации (с 1864 года — Императорское Русское общество акклиматизации животных и растений). Сам зоологический сад начали обустраивать у Большого Пресненского пруда, где и по сей день работает столичный зоопарк.
«На момент постройки, в конце XIX века, здание станции было одноэтажным. Однако в 1920-е годы во время реконструкции его надстроили вторым этажом. Надо сказать, что тогда работы были выполнены на очень высоком уровне. Облик здания был немного изменен, но пропорции оригинальной постройки строители учли, а декор надстройки скрупулезно стилизовали под первоначальный. Даже после капитального ремонта здание осталось ярким образцом гражданской эклектики и архитектуры выставочных павильонов конца XIX — начала XX века. Так, в его внешнем убранстве присутствуют элементы ампира — пальметты (рельефные детали в виде листьев пальмового дерева, жимолости или тропического растения аканты). Они украшают парапет кровли. Лепной фриз или пояс с барельефами на тему античных сюжетов — типичный классический прием оформления фасадов. А входной портал с колоннами отсылают к греческому направлению в архитектуре», — пояснил глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Здание было построено из кирпича, а его фасады покрыты штукатурным слоем и отделаны под тонкий руст (рельефная кладка или облицовка стен). Последний раз капитальный ремонт внешних стен здания проводился в 1990-х годах. Сейчас фасады бывшего выставочного павильона находятся в неприглядном состоянии. Штукатурка и краска местами отслоились, поверхность стен покрылась мелкими трещинами, а пальметты на парапете кровли начали разрушаться.
Здание бывшей бактериологическо-агрономической станции внесено в реестр объектов культурного наследия регионального значения, это значит, что все восстановительные работы будут проводиться под контролем специалистов Мосгорнаследия по согласованному ведомством проекту.
Фасады отремонтируют — восстановят штукатурный и красочный слои. Декоративные элементы выкрасят в белый цвет, а сами стены — в светло-серый. Кроме того, реставраторы по архивным документам воссоздадут и почти разрушившиеся пальметты. На завершающем этапе восстановительных работ поверхность здания покроют специальным составом, который защитит от негативного воздействия окружающей среды.
В столице за последние семь лет восстановили более тысячи памятников архитектуры. Среди них здание скоропечатни Левенсона, дом-коммуна архитектора Ивана Николаева, памятники Александру Пушкину и Максиму Горькому, здание Киевского вокзала.
В этом году завершилась реставрация фасадов еще одного памятника конструктивизма — дома-паровоза, или дома с трубой, на Новой Басманной улице. Сходство с локомотивом зданию придает девятиэтажная башня, напоминающая паровозную трубу. Она появилась на углу здания в середине 1930-х, сам дом был построен еще во второй половине XVIII века.
Кроме того, закончена комплексная реставрация дома, где жила и работала Вера Мухина, советский скульптор. Специалисты привели в порядок внутренние помещения и фасады здания. В оформлении дома присутствуют как классические элементы, так и детали, характерные для стиля конструктивизма.
Обновленный облик приобрело и здание Галереи Александра Шилова. Кирпичный особняк, возведенный в 1829 году, признан одним из образцов московской эклектики.