От шляпки до туфель. В чем встречали весну москвички в середине ХХ века

28 марта 2021
Культура

Мода циклична, утверждают исследователи, многое из того, что мы будем носить завтра, уже было придумано в ХХ веке. В таком случае вдохновение можно черпать не только в глянцевых журналах, но и в музейных залах. В коллекции Музея моды хранится немало экспонатов, которые могут дать пищу для размышлений и дизайнеру, и просто любителю интересных образов. Рассматриваем самые весенние из них — вещи, которые можно было увидеть с марта по май на московских улицах в середине прошлого столетия.

Прямой силуэт и мелкий принт

В начале 1950-х СССР переживал последствия Великой Отечественной войны. Легкая промышленность, недавно работавшая только на нужды фронта, еще не полностью восстановилась. Как и после войны, многие женщины приспосабливали военную форму для повседневной жизни, перешивая и преображая шинели и куртки. Этот прием стал популярным и у модельеров Общесоюзного дома моделей одежды, которые придумывали новые сезонные коллекции. В первой половине 1950-х часто встречались женские пальто, похожие на военные мужские, но с поправками на женскую фигуру — укороченные, с зауженной талией, вытачками для груди. В целом женская мода того времени практически не отличалась от тенденций предыдущего десятилетия со свойственными ему строгими прямыми силуэтами.

Советская мода значительно отставала от европейской. Западный мир в 1947 году покорил новый стиль с узкой талией и пышной юбкой. Изобретение Кристиана Диора делало дам похожими на песочные часы. Жительницы СССР в то время носили скрывающую фигуру одежду. В обществе пропагандировался образ скромной женщины, выделяться было неприлично. Поэтому весной на улицах столицы можно было увидеть москвичек в пальто с широкими плечами, драповых или из букле (ткань с характерными узелками на поверхности, напоминающая каракуль), черных, серых или бежевых.

Из-под пальто выглядывали ситцевые, крепдешиновые или маркизетовые платья всевозможных расцветок, часто — в мелкий цветочек, горох или клетку. Если москвичка спешила на работу, то на ней, скорее всего, был костюм-двойка: жакет с рукавами три четверти и прямая или а-силуэта юбка, чаще всего шерстяные или муаровые. Образ дополняли перчатки и платок на шее. На голове — яркая шляпка из фетра, на ногах — туфли, напоминающие ботинки, на завязках и невысоком каблуке. Шпильки войдут в моду только в конце 1960-х, а до этого высокий каблук считался чем-то неприличным. Так же, кстати, как и брюки. Героиня Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке» однозначно воспринималась советскими зрителями как раскрепощенная и ветреная дама благодаря дерзкому брючному костюму. В то же время героиня Нины Гребешковой — образцовая советская женщина — появляется на экране только в платье или костюме с юбкой.

Заграничные тенденции 

Советская мода постепенно начала меняться во времена оттепели, то есть с 1953 года. Железный занавес приоткрылся — например в 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, — активно развивались международные связи. Спортсмены и актеры стали выезжать на гастроли и привозить с собой модные журналы и вещи. Мировые тенденции постепенно просачивались в СССР. Но поскольку это практически никак не повлияло на массовое производство одежды, советские женщины стали сами шить или перешивать наряды по западным образцам.

Также в эти годы происходил активный культурный обмен со странами народной демократии: Югославией, Чехословакией, ГДР, Венгрией. Особенно была популярна тамошняя обувь — ботинки или лакированные туфли-лодочки. Состоятельные дамы могли позволить себе привезти пальто. Коричневое двубортное габардиновое пальто, которое сегодня хранится в Музее моды, было произведено в 1960-х в ГДР и привезено в СССР, вероятно, женой дипломата. Интересно, что прямой силуэт экспоната не сильно отличается от принятого в 1950-х в Советском Союзе.

Характерны для того времени и два платья 1950-х годов, хранящихся в фондах музея: одно из смесовой ткани в черно-белую клетку, второе — из крепдешина молочного оттенка. Оба платья ниже колена, длина рукава — три четверти или одна вторая, талия не выражена: в белом платье она слегка подчеркнута резинкой, а в клетчатом обозначена отрезом.

Главное — детали

Обязательным атрибутом весеннего образа 1950-х считалась шляпка. Головные уборы были разнообразных форм, цветов и цветовых сочетаний. Например, в музее хранится красная фетровая шляпа с полями, декорированная темно-синей тесьмой с кисточками. Также были популярны шляпки круглой формы — как эта бордовая с фетровыми цветами. Когда становилось потеплее, модницы надевали кепи из соломки. В коллекции музея есть такое кепи черного цвета. Раньше оно принадлежало ленинградскому театральному режиссеру Ольге Михальцевой-Соболевой. Кепи передали в дар музею ее наследники. В 1960-х самыми модными аксессуарами стали шляпки-таблетки, береты и чалмы.

Украсить себя можно было, повязав на голову или шею яркий платок из атласа или шелка (в 1960-х — из капрона). Цвета были всевозможные, как и принты — горох, клетка, цветы. Популярны были и традиционные орнаменты разных народностей СССР. Использовалась и советская атрибутика — например как на этом шелковом платочке. Помимо цветочных мотивов в центре изображен главный символ ВДНХ — «Рабочий и колхозница». Этот платок носила Мария Ковригина, которая в 1950-х занимала пост министра здравоохранения СССР. Сегодня платок хранится в Музее моды вместе с сумочкой с леопардовым принтом, также принадлежавшей Ковригиной. Эта сумка, сделанная в 1960-х, повторяет форму популярной тогда авоськи. Она выполнена из капроновой ткани. Кожаные в те времена считались уже немодными, и москвички с удовольствием выбирали кожзам и другие искусственные материалы.

Синтетика и космос

В конце 1950-х — начале 1960-х годов во всем мире случилась текстильная революция. Тогда были изобретены полиэстер, лайкра, акрил, начали активно использоваться в легкой промышленности нейлон и капрон. Их было проще стирать, они почти не мялись, а некоторые совсем не пропускали влагу. Новое производство требовало серьезных денежных затрат, поэтому в то время синтетические ткани стоили дороже натуральных.

В 1960-х на весенних улицах Москвы часто можно было заметить болоньевые плащи, которые в 1962 году начали производить на Наро-Фоминском шелковом комбинате. Они стоили дорого — в диапазоне от 60 до 80 рублей, что составляло половину средней зарплаты того времени. Изначально такие легкие и практичные плащи носили итальянские рабочие в городе Болонье (отсюда и название). Но москвички с удовольствием стали надевать их как модную верхнюю одежду в дождливую погоду.

Преимуществом синтетики стала появившаяся возможность покрасить ткань в любой цвет. Так на смену темным утилитарным плащам пришли яркие. Такие, как, например, этот желтый капроновый плащ в черную клетку. К нему в комплекте прилагалась косынка, которую можно было надевать во время дождя. Эти плащ и косынка были сшиты в Латвии в 1960-х и привезены в Москву, возможно, актрисой. Вещи из Прибалтики очень ценились советскими дамами. Можно предположить, что прежняя обладательница этого плаща не оставалась незамеченной.

В это время активно осваивался космос, и все новые материалы, часть из которых позже использовали в легкой промышленности, изначально производили для космонавтов. А после полета Юрия Гагарина в 1961 году произошел настоящий бум моды на одежду и аксессуары, связанные с космической темой. Это и круглые шляпки, напоминающие шлемы скафандров, и платья из ткани «космос». Белое расклешенное платье с рисунком в виде сердец сделано из ткани, которую использовали для изготовления скафандров. По словам тех, кто носил одежду из такой ткани, в ней было очень жарко — но мода требует жертв.

Несмотря на неудобства, в 1960-х москвички с удовольствием ходили в ярких пальто и сапогах-чулках из искусственной кожи, капроновых блузках и облегающих свитерах с высокой горловиной — водолазках. Заканчивали образ длинные капроновые перчатки.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies