Разработать котлован, доставить кубометры бетона на площадку, построить километры тоннелей, обеспечить защиту от вибраций, выполнить архитектурную отделку — это обязательные стадии сооружения новой станции Московского метрополитена.
Продолжаем рассказывать об этапах строительства транспортных объектов в столице. В прошлом тексте речь шла о том, как проектируют станции метро. Теперь мы проводим читателей за строительный забор и показываем, как станция превращается из проекта в часть гигантской сети московского транспорта.
Когда проект будущей станции метро с местоположением, дизайном и техническими решениями утвержден в установленном порядке ведомствами, можно переходить к строительству станции. Как правило, на площадке посменно трудятся несколько сотен специалистов.
На подготовительном этапе в зоне строительства убирают или укрепляют существующие инженерные конструкции, сносят наземные сооружения. Площадку огораживают, подводят водо- и электроснабжение, устанавливают камеры видеонаблюдения и временные здания для персонала. Затем разрабатывают грунт.
Технологию строительства определяют на этапе проектирования. Она зависит от того, как близко от станции расположены здания, другие сооружения и коммуникации. Станции мелкого заложения могут «спрятаться» в 20 метрах под уличными магистралями. Их возводят чаще всего. Для неглубоких объектов подходит открытый метод строительства: специалисты разрабатывают грунт и создают котлован, устанавливают бетонные конструкции, затем котлован засыпают, восстанавливая нарушенную земную поверхность.
Но если сверху плотная застройка, спускаться придется ниже. При глубоком заложении станция может уйти под землю примерно на 60–70 метров. Чтобы не выделять в черте города огромный рабочий участок, такие строят закрытым способом: прокладывают шахтный ствол, по которому на лифте спускаются строители, доставляют материалы и технику, а на поверхность поднимают десятки тонн грунта, образовавшегося в процессе работ.
Современным метростроителям помогают передовые решения. Одно из них — технология top-down. Ее суть заключается в том, что объект строится не со дна котлована, а, наоборот, сверху вниз. После обустройства перекрытия на поверхности внизу продолжают кипеть работы. Грунт разрабатывают поярусно, одновременно сооружая надземные конструкции, например вестибюли. Технология минимизирует влияние стройки на район, так как площадка остается компактной. Именно это решение применяли при создании кросс-платформенной станции «Нижегородская» Некрасовской и Большой кольцевой линии. Она расположена в плотной застройке рядом с эстакадой на Рязанском проспекте.
Сергей Собянин рассказал о новых станциях метро с уникальными конструкциямиСергей Собянин: Закончили строительство одной из крупнейших веток метро в Москве
Тем временем от специально сооруженной монтажной камеры начинается проходка тоннелей будущей лини. На заре метростроения грунт разрабатывали вручную (кирками и лопатами), сегодня же этим занимаются гигантские щиты — тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК). Обычно сооружение станции и проходка перегонных тоннелей происходят параллельно.
В арсенале строителей — шести- и 10-метровые щиты. Последние предназначены для проходки двухпутных тоннелей: в них одновременно могут ездить встречные поезда, а станцию сооружают с платформами берегового типа (они расположены по разные стороны от путей). Например, тоннель к станции «Нагатинский Затон» Большой кольцевой линии (БКЛ) с двумя береговыми платформами проходил такой щит. Средняя скорость проходки комплексов — примерно 10 метров в сутки в начале и конце участка и 15–20 метров на перегоне.
ТПМК — настоящие заводы по разработке грунта. Внешне они напоминают огромных стальных червей. Машины буквально высверливают себе дорогу, перемалывают породу в специальной камере (подобной мясорубке) и отправляют ее на поверхность. Внутри щита монтируются блоки обделки. Это конструкции, которые возводят в тоннеле для его закрепления и защиты от обрушения. В итоге позади проходческого комплекса остается не выкопанная земляная нора, а почти готовый железобетонный тоннель.
Экипаж щита состоит в среднем из 15 человек: пилота, гидравликов, электриков, сварщиков, монтажников, операторов насосов. Щиты называют женскими именами Роза, Лилия, Марина. Эта мировая традиция связана с именем покровительницы всех горняков и шахтеров — святой Варвары.
Проходка тоннелей считается одной из самых сложных в строительстве метро. Ведь щиты двигаются в том числе под реками и другими водными объектами. Но железные «леди» способны пройти даже водонасыщенные грунты: для этого специалисты используют замораживание или струйную цементацию. Если щит наткнется на водоносный слой, в забой вода не попадет благодаря защищенному переднему отсеку машины.
А в 2020 году в Москве установили мировой рекорд: метро одновременно строили 23 проходческих комплекса, большая часть из них прокладывала Большую кольцевую линию. Кроме того, при создании двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ экипаж щита «Лилия» (это первый щит-гигант, построивший двухпутные тоннели в Московском метрополитене) поставил рекорд по скорости ведения работ — 500 погонных метров в месяц.
После проходки в тоннеле прокладывают пути и инженерные сети.
Стальные «сестры», или Какие машины строят московское метроПодземная история, или Самые интересные факты о развитии московского метроРекордная кольцевая: интересные факты о строительстве БКЛЦентр управления тоннелепроходкой создали для строительства БКЛ
Рабочая зона готова — можно приступать к сбору основы станционного комплекса. На этапе создания таких конструкций строители укладывают около 30–40 тысяч кубометров бетона. А если понадобятся оборотные тупики и камера съездов, цифра может увеличиться до 100 и более тысяч кубометров.
Когда конструкции сооружены, строители монтируют инженерные системы. Они укладывают сотни километров кабелей и сетей связи, несколько километров трубопровода, устанавливают вентиляционные системы.
После начинается архитектурная отделка будущей станции. В строительстве метро используют как натуральные, так и искусственные материалы. Среди натуральных и традиционных — мрамор, гранит, габбро. Из искусственных предпочитают сталь, алюминиевые сотовые панели, стекло, триплекс, кварцевый агломерат. Еще специалисты обустраивают наклонный ход и эскалаторы.
Важно защитить «соседей» будущей станции — ближайшие объекты — от шума и вибраций. Например, станцию «Деловой центр» интегрировали в один из нижних этажей Москва-Сити. Чтобы метро не влияло на высотки, в основании путей заложили виброгасящие пружинные установки. Они поглощают колебания от движения составов. Если метро протянется под железной дорогой, грунт между ними укрепляют.
Поскольку безопасность транспорта превыше всего, ход работ контролируют инспекторы Комитета государственного строительного надзора города Москвы. Они проверяют надежность конструкций, следят за испытаниями материалов, фиксируют наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны и многое другое. Особое внимание уделяют проведению буровзрывных работ (нужны при строительстве станций глубокого заложения).
Авиация, история, наука: каким темам посвятили оформление новых станций метроРусский авангард в современном воплощении: в дизайне трех станций БКЛ нашли отражение супрематизм и конструктивизм
Пока под землей укладывают рельсы и декорируют платформы, на поверхности полным ходом идет благоустройство прилегающих территорий. Улицы адаптируют к увеличению потока транспорта и пешеходов. Для автомобилистов обновляют дороги и обустраивают парковочные места, пешеходные зоны расширяют. Кроме того, устанавливают или переносят ближе к будущей станции метро остановки наземного транспорта, модернизируют систему уличного освещения, размещают лавочки, урны и навигационные стелы, высаживают деревья и кустарники, разбивают газон.
Например, так преображались территории рядом со станциями Большой кольцевой линии метро. Ближайшие пешеходные зоны расширили, на пешеходных переходах заработало контрастное освещение: оно делает переходящих дорогу заметнее в темное время суток. Ожидая автобус на остановке у метро, можно зарядить телефон и сверить расписание транспорта по онлайн-табло на информационных пилонах.
Так, комплексно благоустроили территорию возле станции «Кунцевская» БКЛ. Здесь сложный рельеф, поэтому создали закрытое пространство для отдыха, отделенное от транзитной зоны и Рублевского шоссе. Рядом с улицей Ивана Франко в полукруглой нише устроили амфитеатр, установили поворотные парковые кресла и качели. А технические сооружения метро (вентиляционные киоски) частично скрыты озеленением.
У станций «Зюзино» и «Кленовый бульвар» появились детские площадки, а у «Нагатинского Затона» вдоль Коломенской улицы создали прогулочный экомаршрут у воды с террасами и зонами отдыха. Возле «Марьиной Рощи» и «Новаторской» раскинулись новые зоны отдыха. Около «Аминьевской» обустроили спортивно-игровой кластер и площадку для выгула собак, у «Сокольников» — скейт-парк и памп-трек.
Тоннели соединили новую станцию с другими подземными сооружениями. Платформы сверкают в свете ламп. Эскалаторы ждут, когда можно будет тронуться вверх и вниз, вестибюли — когда они распахнут двери пассажирам. Навигация готова помогать людям ориентироваться в подземном «городе».
Но перед этим следует испытать станцию: проверить работу систем связи, диспетчерского контроля и автоматического движения поездов, тяговой сети, пожарной безопасности, эскалаторов. Один из финальных этапов — обкатка составов. На тестирование уходит около двух месяцев.
Теперь все готово: можно открывать новую станцию для пассажиров.
Благоустройство территории около станции метро «Физтех» завершат в 2024 годуЗавершено благоустройство возле станции метро «Проспект Вернадского» Большой кольцевой линииСобянин: У станций БКЛ создают новые места отдыха, игровые и спортивные площадки