90 лет назад, 28 января 1931 года, в Москве появилось предприятие «Теплосеть МОГЭС». С этого момента началась история городского центрального отопления.
«В настоящее время это одна из самых мощных и протяженных систем теплоснабжения в мире, она включает более 16,6 тысячи километров тепловых сетей, 24 насосно-перекачивающие станции. Все эти объекты работают круглосуточно и слаженно, чтобы в домах москвичей всегда были тепло и горячая вода. Для обеспечения бесперебойной и безопасной работы системы теплоснабжения столицы используются новейшие технологии и спецтехника», — отметил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петр Бирюков.
В честь памятной даты вспоминаем, как зарождалась и развивалась самая масштабная теплосеть в мире.
В начале ХХ века большую часть московских домов отапливали с помощью печей, которых в городе насчитывалось свыше полумиллиона. Предприятия и большие дома имели собственные котельные — внутри Садового кольца было около 1170 зданий, которые отапливались от 1760 мелких котельных. Одно крупное здание, особенно промышленное, могло получать тепло и пар от двух — трех мелких котельных. Эти котельные обслуживали 2750 истопников (кочегаров), следивших за работой оборудования. Котельные и печи требовали дорогостоящего топлива. Например, в 1913 году в Москву завезли 502 тысячи пудов топлива, большую часть которого составлял антрацит, также использовали мазут и дрова.
Во время Гражданской войны москвичи разбирали на дрова заборы и здания, жгли мебель. Людям предлагали селиться как можно плотнее, чтобы не тратить впустую тепло печей, находящихся в разных комнатах.
В декабре 1920 года в стране был одобрен государственный план по электрификации Советской России (ГОЭЛРО). В то время почти все электростанции работали только на производство электроэнергии, а пар и горячая вода практически не использовались. Основным принципом ГОЭЛРО было рациональное применение ресурсов, поэтому в конце 1920-х было принято решение о централизованном теплоснабжении Москвы на базе теплофикации, то есть производстве на одном источнике и электричества, и тепла. Экономия топлива при таком способе производства энергии достигает 40 процентов.
Для некоторых производств столицы был необходим пар. Уже в 1928 году от экспериментальной теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) Всесоюзного теплотехнического института имени Ф.Э. Дзержинского подали пар с давлением около четырех атмосфер на заводы «Динамо» и «Парострой». Этот опыт посчитали удачным и в промышленных районах начали строить теплоэлектроцентрали. В 1929 году заработала Краснопресненская ТЭЦ, снабжавшая паром Трехгорную мануфактуру. 1 мая 1930-го на юго-востоке Москвы торжественно открыли первую опытную ТЭЦ треста «Жиркость» высокого давления, с которой подали пар на заводы треста, а в дальнейшем и на Первый подшипниковый завод.
«Многие районы, которые мы считаем центром Москвы, в то время были промышленными, например Краснопресненский. В них ТЭЦ строились в первую очередь, но для снабжения теплом заводов. А вот подключение обычных потребителей — контор, жилых домов и прочих — началось именно в центре с ГЭС-1 на Раушской набережной. Так что особенность централизованного теплоснабжения Москвы заключается в том, что первыми к нему подключались потребители в центре, а затем на периферии, хотя мощные источники там уже были», — рассказывает руководитель Музея Мосэнерго и энергетики Москвы Елена Кошелева.
28 января 1931 года для проектирования, строительства и эксплуатации тепловых сетей в тресте МОГЭС (в 1932 году преобразован в районное эксплуатационное управление «Мосэнерго») создали предприятие «Теплосеть МОГЭС». Оно стало промышленной лабораторией, где решали научные и технические задачи теплофикации.
1931 год принято считать годом рождения централизованного теплоснабжения Москвы. В марте от знаменитой ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича проложили первый в столице водяной трубопровод. Он проходил по Раушской набережной через Устьинский мост и старый Москворецкий мост к площади Свердлова и Неглинке, до Центральных и Сандуновских бань. К нему подключили здание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) в районе Китай-города, а также Большой и Малый театры.
«Первую московскую теплофикационную установку собирали прямо во дворе ГЭС-1. Установили бойлеры, провели паропровод от котельной, уложили трубы для горячей воды. На Раушской набережной строители рыли котлованы и укладывали в них трубы, такие же трубы, только укутанные изоляцией, прокладывали на железные фермы Москворецкого моста, чтобы перебросить тепловую магистраль через Москва-реку. Вдоль Варварки тепловая магистраль шла подвалами домов. В вековых стенах били отверстия и протаскивали по ним трубы. Команда на включение новой системы отопления была дана поздно ночью». (Из книги Ф.С. Новикова «Несущая свет».)
В то время самой большой проблемой было засорение сети: в трубопроводы попадало много камней и грязи, а однажды даже нашли бревно. Ситуация улучшилась после капитального ремонта и прочистки трубопроводов.
В Москве начали появляться первые здания без котельных. Это, например, переоборудованная к тому времени Новомосковская гостиница (сейчас — «Балчуг»), здание Наркомтяжпрома и автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи.
В том же году ГЭС-2 стала отапливать дома Центрального исполнительного комитета. Всего к центральному отоплению подключили 16 новых зданий в центре Москвы. Абонентами теплосети в основным были государственные, общественные и культурные учреждения. Но многие жилые дома в центре города тоже подключали к системе, они составляли около 32 процентов от общего количества пользователей.
Важным этапом стала разработка в 1931–1932 годах первой генеральной схемы теплофикации Москвы с крупными ТЭЦ на периферии города. Это был важный документ для дальнейшего развития теплоэнергетики и теплофикации. В 1935-м на основе принятого первого Генерального плана реконструкции Москвы разработали Генеральный план теплофикации столицы.
В конце 1940 года общая мощность московских ТЭЦ составляла 230 мегаватт. Длина тепловых сетей — более 70 километров, к ним были подключены 445 жилых зданий и несколько десятков промышленных предприятий. Система центрального отопления столицы уже тогда обогнала по своим масштабам все города Европы.
Даже во время Великой Отечественной войны в большинство домов и промышленных объектов продолжали подавать тепло. Однако эвакуация более половины мощностей ТЭЦ и трудности с топливом, конечно же, привели к снижению количества вырабатываемого тепла. Несмотря на нехватку материалов, не прекращалось строительство тепловых сетей. В работах участвовали сами горожане. Например, в 1944 году силами москвичей соорудили 1,5-километровый теплопровод и подключили к отоплению 20 зданий в Ждановском (сейчас — Таганском) районе.
К 1946 году мощность теплофикационных турбин Москвы превысила довоенную. В послевоенное время теплом снабжали в основном жилые здания. Новый план реконструкции Москвы предусматривал масштабное жилищное строительство, и все новые дома нужно было подключить к отопительной системе. Если в 1945 году к центральному отоплению было подключено около 500 зданий, то в 1959-м это количество выросло до 8050.
«В 1950-е годы тепловые сети проложили в знаменитые сталинские высотки. В 1960–1970-е ТЭЦ располагали вдоль МКАД, это было связано с застройкой новых районов. Например, планируется строить Черемушки, и прежде чем начинать строительство, все согласовывалось с энергетиками. Они просчитывали, сколько мощностей нужно, чтобы обеспечить все будущие дома теплом и электричеством», — поясняет Елена Кошелева.
В 1973 году тепло получили жители юго-запада и северо-запада Москвы. В 1976-м тепловые магистрали построили в таких крупных жилищных массивах, как Ясенево, Орехово-Борисово и Чертаново. В 1980-е годы из-за дефицита тепла в северных районах приняли решение строить Северную ТЭЦ (ТЭЦ-27). В 1992-м ее ввели в эксплуатацию.
Сегодня 90 процентов столичных потребителей получают тепловую энергию с ТЭЦ ПАО «Мосэнерго». Доставляет тепло и горячую воду в дома москвичей ПАО «МОЭК». Мосэнерго — крупнейший производитель тепловой энергии в мире: ежегодно с коллекторов теплоэлектроцентралей отпускают около 65–70 миллионов гигакалорий. МОЭК — тоже мировой лидер в своей области. Это оператор самой протяженной теплоэнергетической системы: в эксплуатации находится 16,6 тысячи километров теплосетей и более 10 тысяч тепловых пунктов.
«В Москве исторически сформировалась система центрального теплоснабжения: тепло в здания подается от единого источника. Но в городе есть и индивидуальные источники теплоснабжения, которые обслуживают небольшие участки. Главный плюс централизованного отопления — в наибольшей эффективности, ведь источники вырабатывают не только тепловую энергию, но и электрическую. С точки зрения экономики и заботы об экологии это гораздо лучше, чем при индивидуальной системе отопления. Второй очевидный плюс — при такой разветвленной системе возможно быстрое переключение и резервирование при нештатных ситуациях, а также во время плановых ремонтных работ», — рассказывает главный инженер ПАО «МОЭК» Роман Коровин.
В Москве постоянно совершенствуют технологии, которые применяются при модернизации тепловых сетей. Среди них, например, использование стальных трубопроводов в пенополиуретановой теплоизоляции, оснащенных системой оперативного дистанционного контроля — при первых признаках утечки диспетчер получит сигнал. А также технология санации трубопроводов, позволяющая повысить коррозионную стойкость. На новом уровне находится диагностика трубопроводов. В частности, отдельные участки изнутри осматривают роботы: они измеряют толщину стенки, находят наиболее уязвимые участки, на которых затем производят замену.
«Мы активно занимаемся диспетчеризацией тепловых пунктов. Это позволяет более оперативно, фактически в онлайн-режиме отслеживать все параметры теплоснабжения, и при отклонениях на место сразу же выходит специалист для наладки оборудования. Кроме того, теперь мы можем заранее реагировать на возможные, еще не случившиеся повреждения. Смарт-технология отслеживает круглосуточно в автоматическом режиме более 10 параметров с каждого из подключенных к общей системе тепловых пунктов — давление, температуру, расход воды и другие. Если алгоритм видит нерасчетные отклонения на конкретном участке, ремонтная бригада устраняет нарушение в самом начале его развития. То есть проблема устраняется еще до потенциальной аварии, а значит, снижается вероятность перебоев в подаче тепла или горячей воды», — говорит Роман Коровин.
Уже более пяти тысяч тепловых пунктов в Москве оснащено новой системой диспетчеризации, и эта работа продолжается.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста