Программа пилотного тестирования инноваций позволяет разработчикам находить подходящие площадки для испытания продуктов в реальных условиях, совершенствовать их и получать обратную связь от пользователей.
«В Москве существует 137 площадок пилотного тестирования инноваций. Участниками этой программы стали уже более 400 компаний, которые создали передовые проекты в 18 отраслевых направлениях, например в медицине, образовании, информационных технологиях, производстве и других. На данный момент завершено порядка 90 пилотных тестирований», — отметил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.
Программу с 2019 года реализует Агентство инноваций Москвы. Недавно ее участниками стали четыре российские компании, разрабатывающие новейшие образовательные проекты. Их представители рассказали mos.ru о своих продуктах и поделились впечатлениями от программы.
Varwin Education — это конструктор VR-проектов, который не требует от пользователя серьезных навыков программирования. Написание программного кода осуществляется в визуальном редакторе логики на языке Blockly. Разработка не имеет отечественных аналогов.
Помимо редактора, в состав Varwin Education входят библиотека готовых объектов, редактор сцен и программа обучения, рассчитанная на 72 академических часа и готовая к внедрению в образовательные учреждения.
Пользователь может загрузить собственные 3D-модели и мультимедиафайлы для использования в индивидуальных VR-проектах. Конструктор взаимодействует со всеми массовыми гарнитурами виртуальной реальности, в том числе мобильными, и способен работать в экранном режиме без подключения VR-оборудования. По мнению руководителя проекта Александра Пикулева, такой обучающий ресурс сегодня актуален как никогда:
«В России начиная с 2019 года реализуется национальный проект “Образование”, в рамках которого появился целый ряд федеральных программ по внедрению технологий виртуальной реальности в школы. При этом на отечественном рынке базового школьного образования отсутствует необходимое программное обеспечение».
По его словам, существующий 3D-контент стоит дорого и разрабатывается только на коммерческих условиях, а проект Varwin Education, представляющий собой программное обеспечение класса RMS (Reality Management System), призван решить эту проблему.
В 2020 году продукт прошел пилотное тестирование в Государственном университете управления с участием 20 студентов. Основной задачей было проверить технические и функциональные характеристики конструктора. В результате студенты, разделившись на группы, создали и успешно защитили четыре разноплановых проекта.
«В следующем семестре студенты снова выбрали Varwin Education в качестве основного инструмента в рамках своей проектной деятельности и защитили на отлично курсовую работу. В начале нового учебного года компания планирует взять активистов на стажировку, что является положительным показателем завершения пилота как для вуза, так и для Varwin», — сообщил Александр Пикулев.
По мнению основателей проекта ProKids, умение программировать — один из ключевых навыков, который наряду со знанием иностранного языка и математики будет особенно востребован через 15–20 лет. Сегодня очень нужны образовательные платформы, которые могут дать детям необходимые знания в доступной форме. Одной из таких стала онлайн-школа, которая обучает программированию через игры Minecraft и Roblox.
«Раньше этот процесс требовал долгой настройки компьютеров, для которой была необходима хорошая квалификация со стороны ученика. У нас все максимально просто: ученик просто скачивает игру, запускает ее и начинает учиться», — говорит Сергей Жучков, генеральный директор компании ProKids.
Пилотное тестирование проекта продолжалось семь месяцев и завершилось в апреле 2021 года. Площадкой для проведения испытаний стала реабилитационная школа-интернат № 32 столичного Департамента труда и социальной защиты населения. Разработчикам важно было убедиться, что платформа будет интересна детям и удобна для использования учителю. В испытаниях приняли участие 25 учащихся четвертых — шестых классов.
«Первоначальная цель проекта — помочь как можно большему количеству детей получать качественные знания и навыки, отвлечь от потребления контента и поощрять творчество с использованием современных технологий, — поясняет Сергей Жучков. — О программе пилотного тестирования мы узнали из прессы. Процесс согласования был проще, чем можно было ожидать от государственного органа. Мы были приятно удивлены уровнем поддержки на всех этапах работы».
По итогам пилотных испытаний руководство школы дало высокую оценку разработке и рекомендовало ее к использованию в других образовательных учреждениях.
«Также в ходе тестирования было рекомендовано доработать методическую часть проекта. И мы уже активно работаем над курсами и планируем их запустить в начале осени», — сообщил генеральный директор компании.
Разработка платформы Everytale, которая предназначена для проведения онлайн-мероприятий любого масштаба — от небольших воркшопов до международных конференций, началась в конце 2019 года. А еще через год появилась бета-версия, пользователями которой уже стали более 50 тысяч человек по всему миру.
«Создатель контента может зайти на Everytale и в течение нескольких минут сделать свое мероприятие. А обычный пользователь, попадая на платформу, видит все проводимые в мире онлайн-мероприятия и может присоединяться к ним, в том числе задавать вопросы, делать презентации, выступать в качестве спикера и собирать небольшие сообщества среди посетителей, чтобы обсудить интересующие темы», — поясняет Валерий Маковецкий, коммерческий директор ООО «Некс-Т».
Офисы компании функционируют в США, Германии и Индии. Разработка ведется в России.
«Объем рынка онлайн-мероприятий сегодня составляет более 77 миллиардов долларов, а к 2027 году превысит 400 миллиардов. Очевидно, что в условиях пандемии эта отрасль является наиболее привлекательной и востребованной. К счастью, мы начали разработку практически за год до внедрения ограничений, потому что создание такой платформы требует больших людских и временных ресурсов. На данный момент над проектом трудятся 36 разработчиков и аналитиков», — рассказывает Валерий Маковецкий.
Первой платформу испытала Ассоциация российских студенческих отрядов, которая провела конкурс среди своих сотрудников на лучший образовательный вебинар. К нему присоединились несколько тысяч пользователей. Была получена обратная связь, в работу платформы внесли необходимые изменения.
Став участником программы пилотного тестирования инноваций, компания заключила соглашение с университетом «Синергия». Согласование всех деталей заняло всего две недели. Результаты испытаний ожидаются уже в ближайшее время.
Говоря о программе пилотного тестирования инноваций, Валерий отмечает ее достоинства: «Разработчикам новых проектов программа позволяет получить отзыв от потенциальных клиентов и понять, что требуется изменить. При этом значительно сокращается путь до лица, принимающего решение о закупке. Зачастую это важно, поскольку без внешней помощи молодой компании тяжело убедить корпорацию или государственное учреждение в ценности нового и неиспытанного продукта».
Система «Цифровой гражданин» — практически единственная профессиональная лицензированная платформа для индивидуального тестирования и повышения уровня цифровой грамотности. Ее разработал в 2020 году аналитический центр НАФИ. Спустя год тестирование с помощью платформы прошли более 20 тысяч человек, в том числе свыше пяти тысяч сотрудников государственных организаций и частных компаний.
«На сегодняшний день многие осознают, что цифровая компетентность становится одним из основных преимуществ на рынке труда. По итогам наших исследований 45 процентов россиян понимают, что знания в сфере ИТ способны помочь им продвинуться по карьерной лестнице, а 53 процента говорят о том, что на их рабочем месте знания информационных технологий необходимы. При этом каждый четвертый россиянин (26 процентов) боится потерять работу из-за того, что на предприятии или в компании внедряется все больше цифровых технологий, с которыми он не может работать», — рассказывает Людмила Спиридонова, исполнительный директор аналитического центра НАФИ, эксперт проекта «Цифровой гражданин».
По ее словам, платформа с системой диагностики уровня цифровой грамотности помогает каждому человеку подготовиться к жизни в условиях цифровой экономики и стать более востребованным профессионалом на рынке труда.
В 2020 году «Цифровой гражданин» стал финалистом премии «Новатор Москвы». Он вошел в 30 из 500 лучших инновационных проектов столицы в номинации «Лидеры инноваций». В настоящее время проект также является участником онлайн-платформы «Карта инновационных решений» Агентства инноваций Москвы.
Пилотные тестирования платформы прошли в первом полугодии 2021 года. Площадками стали Государственный университет управления и университет «Синергия». Испытания проводили в дистанционном формате. Студенты обоих вузов прошли диагностику уровня цифровой грамотности, получили результаты и соответствующие рекомендации (для каждого разработали индивидуальную траекторию обучения), а также сертификаты, подтверждающие результаты тестирования.
«Хотя на тот момент у нашего проекта уже было несколько коммерческих и государственных заказчиков, программа пилотного тестирования оказалась очень полезной. В соответствии с детально проработанной методологией проведения пилотных испытаний проекта мы получили независимую обратную связь от пользователей, а также рекомендации по развитию платформы, новые идеи, касающиеся различных улучшений и оптимизации проекта», — говорит Людмила Спиридонова.
Так, по результатам пилотных испытаний было предложено разработать версию тестирования для людей с плохим зрением (увеличить шрифт) как для настольной версии, так и для приложения, а также добавить блок «Работа над ошибками» с вопросами, на которые был дан неправильный ответ, и детальным объяснением правильного.
«Мы очень благодарны коллегам из Агентства инноваций Москвы за предоставленную возможность провести пилотные тестирования нашего инновационного продукта в “боевых” условиях на базе крупных учебных заведений. Это очень полезная практика, которая помогает многим молодым проектам», — подчеркивает Людмила Спиридонова.
Агентство инноваций Москвы создано столичным Департаментом предпринимательства и инновационного развития. Оно объединяет представителей городской власти и бизнеса, а также технологические компании для совместного решения задач по созданию, тестированию и внедрению инновационных решений в Москве.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024