От «Амурских волн» до Pink Floyd. Какую музыку слушали советские космонавты

15 октября 2020
Музеи

Музыка — неотъемлемая часть всех космических миссий. Знакомые мелодии помогают космонавтам просыпаться в начале рабочего дня, напоминают о родном доме и не дают грустить.

Мемориальный Музей космонавтики хранит множество историй, в которых переплетаются темы музыки и космоса. О нескольких песнях и альбомах, звучавших на орбите нашей планеты, — в совместном материале с агентством «Мосгортур».

«Амурские волны» Макса Кюсса

Юрий Гагарин на тренировке. Мемориальный музей космонавтики

Известно, что перед своим первым полетом во время ожидания запуска корабля «Восток-1» Юрий Гагарин слушал музыку. Какую именно, мы можем узнать из стенограммы его переговоров с Центром управления полетами:

8:14 Заря 1 (Попович): Юра, ну, не скучаешь там?

Кедр (Гагарин): Если есть музычка, можно немножко пустить.

Заря 1 (Попович): Одну минутку...

8:17 Заря 1 (Королев): Ну как, музыку дали Вам, нет?

Кедр (Гагарин): Пока не дали. «Заря-1».

8:19 Заря 1 (Королев): Ну, понятно. Это же музыканты: пока туда, пока сюда. Не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Прием.

Кедр (Гагарин): Дали, про любовь. Прием.

Заря 1 (Королев): Дали музычку про любовь? Да, это толково, я считаю, Юрий Алексеевич.

В 9:07 «Восток-1» стартовал с Байконура и вскоре уже был на орбите Земли. Когда корабль пролетал над территорией Дальнего Востока, он поймал радиосигнал — в эфире звучал вальс «Амурские волны». Эту композицию можно считать первой в космосе.

Вальс «Амурские волны» написал русский композитор Макс Кюсс в 1909 году, а слова в 1944 году придумал актер Серафим Попов. За несколько лет песня приобрела огромную популярность и стала одним из главных музыкальных символов Дальнего Востока.

«Нежность» в исполнении Майи Кристалинской 

Экипаж «Союз»—«Аполлон». Мемориальный музей космонавтики

«Опустела без тебя Земля… Как мне несколько часов прожить?» — эту песню, написанную Александрой Пахмутовой, Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым, знал весь СССР. «Нежность» вошла в цикл «Обнимая небо», который был целиком посвящен летчикам. Эту песню особо полюбили советские космонавты: в исполнении Майи Кристалинской она звучала на орбите нашей планеты бесчисленное количество раз. Например, в 1975 году во время легендарного совместного полета космических кораблей СССР и США в рамках программы «“Союз” — “Аполлон”» ее использовали в качестве будильника для космонавтов.

Традиция будить астронавтов их любимыми мелодиями появилась у НАСА в середине 1960-х годов. Во время подготовки к совместному запуску миссий СССР и США специалисты договорились о песнях, которые будут звучать в космосе в начале рабочего дня. Так, в одно утро играла советская «Нежность», а в другое — Wake up Sunshine группы Chicago. «Космическое сотрудничество» сверхдержав не остановилось на этих двух песнях, а пошло дальше — в один из дней пилоты из СССР и США проснулись под композицию «Подмосковные вечера» в исполнении американского джазового оркестра.

Экипаж «Союз»—«Аполлон». Мемориальный музей космонавтики

С песней «Нежность» связана одна из самых трагических страниц в истории освоения космического пространства. 24 апреля 1967 года во время посадки корабля «Союз-1» разбился советский космонавт Владимир Комаров. Незадолго до старта Комаров поговорил с Гагариным, который был его дублером во время полета, и попросил передать слова благодарности авторам «Нежности» за их песню. После гибели Комарова Юрий Алексеевич выполнил просьбу своего товарища и друга.

«Поэма о космонавте» Владимира Высоцкого 

Экипаж космического корабля «Союз-26» Юрий Романенко и Георгий Гречко на тренировке. Мемориальный музей космонавтики

Владимир Высоцкий — один из самых любимых музыкантов нескольких поколений отечественных космонавтов. Известный актер и поэт был знаком со многими покорителями космоса и испытывал к ним огромное уважение. Владимир Семенович знал и Юрия Гагарина, встречался с ним несколько раз. О космосе и его покорителях Высоцкий написал несколько песен, а главным его произведением, связанным с этой темой, стала «Поэма о космонавте».

В книге «Космонавт № 34. От лучины до пришельцев» легендарный советский космонавт Георгий Гречко рассказывал:

« “Поэму о космонавте” мне впервые показала Наталья Крымова. Я был потрясен! Там все — правда. Мне казалось, что это невозможно описать, не побывав в космосе… А Высоцкий все понял… Я трижды летал, но даже в прозе, даже приблизительно не смог бы это так выразить».

Юрий Романенко и Георгий Гречко перед полетом в космос. Мемориальный музей космонавтики

10 декабря 1977 года состоялся запуск корабля «Союз-26», в экипаж которого вошли Георгий Гречко и Юрий Романенко. Перед стартом космонавты попросили записать им на кассету музыку Владимира Высоцкого. В «космический сборник» вошли песни «Высота», «Москва — Одесса», «Сыновья уходят в бой» и другие. Можно сказать, что песни Владимира Высоцкого помогли космонавтам совершить уникальное достижение. Гречко и Романенко установили рекорд — их полет продолжался 96 суток 10 часов семь секунд.

Сначала космонавты хотели взять кассету Высоцкого с собой обратно на Землю и подарить ее музыканту, но потом передумали — решили, что музыка поможет коллегам, которые займут их место. Гречко и Романенко забрали только кейс от записи с обложкой, на которой поставили несколько штампов станции и написали слова благодарности Высоцкому. Подарок Владимиру Семеновичу вручили после одного из спектаклей в Театре на Таганке.

«Домбайский вальс» Юрия Визбора

Владимир Коваленок и Александр Иванченков на занятиях в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Мемориальный музей космонавтики

Долгое пребывание на космической станции — серьезное психологическое испытание даже для самых опытных пилотов. Для того чтобы поддержать космонавтов, во время сеанса связи организовывались специальные концерты, на которых выступали известные актеры и музыканты. В 1978 году в одном из таких мероприятий принял участие советский бард Юрий Визбор.

Космонавты очень любили творчество Визбора — его песни о природе помогали им почувствовать тепло родной планеты. Многие пилоты брали с собой в полеты кассеты с записями любимого исполнителя, а бортинженер космического корабля «Союз-29» Александр Иванченков пошел еще дальше. С собой в полет на околоземную орбиту он забрал гитару.

Он взял ее в руки во время сеанса с Землей, когда свои песни космонавтам из студии на Земле должен был петь Юрий Визбор. Зазвучали струны, и Александр Сергеевич запел «Домбайский вальс» Визбора: «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой. Месяц кончается март, скоро нам ехать домой». Автору очень поправилась «космическая» версия его произведения. Позже он рассказывал, что это было самое запоминающееся исполнение его песни.

Владимир Коваленок и Александр Иванченков на тренировке перед полетом на корабле «Союз-29». Мемориальный музей космонавтики

Советского барда вдохновляли подвиги космонавтов. Он посвятил им несколько песен: «Да будет старт», «Притяженье звездного пространства», «Прикосновение к земле» и другие. В августе 1980 года Визбор написал композицию «Когда мы вернемся», в которой есть слова:

Когда-нибудь, страшно подумать — когда,
Сбудется день иной, —
Тогда мы, дружище, вернемся туда,
Откуда ушли давно.

Эту песню Визбор подарил своему другу — космонавту Валерию Рюмину, который в те дни был на орбите и ждал возвращения домой.

Pink Floyd — Delicate Sound of Thunder

Экипаж СССР — Франция Жан-Лу Кретьен, Владислав Волков, Сергей Крикалев. Мемориальный музей космонавтики

26 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз ТМ-7». В его экипаж вошли советские космонавты Александр Волков и Сергей Крикалев, а также французский пилот Жан-Лу Кретьен. К этому запуску было приковано огромное внимание — за стартом корабля на Байконуре наблюдали президент Франции Франсуа Миттеран и участники легендарной английской группы Pink Floyd, которые перед стартом передали космонавтам подарок.

Музыканты Дэвид Гилмор и Ник Мэйсон, а также менеджер Pink Floyd Стив О'Рурк прибыли в СССР в конце ноября 1988 года. Незадолго до этого у группы вышел первый в их дискографии концертный альбом Delicate Sound of Thunder. Пластинка стала единственной записью группы, которая официально вышла на территории СССР. После нескольких интервью московским журналистам музыканты отправились на Байконур и встретились там с космонавтами — участниками миссии «Союз ТМ-7».

Гилмор и Мэйсон передали космонавтам кассету со своим новым альбомом, которая отправилась с пилотами на орбиту. Пластмассовый кейс от этой записи остался на Земле для экономии веса. Именно концерт Pink Floyd стал первым рок-альбомом, побывавшим и прозвучавшим на орбите Земли. Кассета, подаренная британскими музыкантами, оставалась на борту «Мира» до конца жизненного цикла орбитальной станции — в марте 2001 года она была затоплена в Тихом океане.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
Места

Мемориальный музей в «Доме Лосева»

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Стринг-арт» в культурном центре «Новослободский»

5 апреля
19:00 – 20:00

«В. Спиваков и НФОР. Рахманинов, Скрябин» в Московском международном доме музыки

6 апреля
19:00 – 21:00


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies